К каким вызовам должны быть готовы IT-компании в 2022 году
Российский рынок IT-услуг вырос на 17% в 2021-м году. Локдаун и переход на удаленку подстегнули бизнес к цифровизации и появлению новых цифровых продуктов. Поэтому увеличился спрос на программистов и произошел резкий рост зарплат в этой сфере, отмечает Алексей Один, основатель платформы по автоматизированному найму IT-специалистов Skipp. В колонке для журнала «Компания» он рассказывает, к чему готовиться IT-рынку в 2022 году.
Усиление кадрового голода в IT
По оценкам Минцифры, в России не хватает от 500 тысяч до 1 млн разработчиков. Причем через шесть лет дефицит начинающих IT-специалистов только вырастет: к 2027 году российским компаниям потребуются два миллиона айтишников. Логичным итогом кадрового кризиса становится рост зарплат и жесткая конкуренция среди работодателей: уже в 2021 году зарплатные предложения по России выросли на 20-30%.
С начала 2022 года спрос на IT-специалистов продолжает расти. По нашим данным, потребность в сотрудниках превышает количество кандидатов уровня middle и выше. И у айтишников в момент поиска на руках буквально оказывается веер офферов. По итогу стоимость и время найма тоже увеличиваются — это ощущают сейчас на себе все российские компании.
Потребность в IT-кадрах закрывается силами компаний, которые предлагают бизнесу аутстаффинг-услуги. Но нет уверенности, что такие проекты будут успевать за растущим спросом на рынке.
Пожалуй, наилучший выход из этой ситуации — найм разработчиков из других регионов. Например, из стран СНГ. Во-первых, это русскоязычные специалисты, у которых не будет проблем с коммуникацией и интеграцией в компанию. А во-вторых, программисты из Украины и Казахстана значительно дешевле, чем из Европы и Северной Америки, но по профессиональным компетенциям не уступают им.
Конкуренция за кадры с IT-гигантами
IT-гиганты, такие как «Сбер» и VK, продолжают завоевывать рынок. Это угрожает инновационности экономики: корпорации запускают новые продукты, а малому и среднему бизнесу уже трудно пробивать себе дорогу из-за нехватки ресурсов.
Опрос на платформе All Cups показал, что только 15% IT-специалистов находятся в активном поиске работы, 41% — довольны текущим местом и не планируют его менять. Остальные 44% не ищут работу, но одновременно рассматривают предложения рекрутеров и ходят на собеседования. Для поиска программистов среднего и высокого уровня, которые находятся вне рынка найма, стоит применять нестандартные решения.
Малому и среднему бизнесу нужно расширять воронку найма и не бояться использовать современные рекрутинговые стратегии, чтобы конкурировать с крупными корпорациями. Так, благодаря геймификации можно значительно сократить количество этапов оценки кандидата и собрать базу лояльных кандидатов. Например, «Сбер» запустил онлайн-игру, в которой пользователь пишет код, а результаты выполненных заданий автоматически анализируются, и на их основе составляется рейтинг кандидатов. За две недели компания собрала более 1500 резюме айтишников среди тех пользователей, которые приняли участие в игре.
Растущая любовь к удаленке
Сотрудников все сложнее «загнать» в офис — они готовы к переезду и стремятся к удаленному формату. Такая тенденция наблюдается по всему миру: в США возможность трудиться из дома стала одним из преимуществ при трудоустройстве.
В связи со спросом на удаленку в 2022-м году найм айтишников будет носить глобальный характер: прямыми и основными конкурентами российского бизнеса станут зарубежные компании. Учитывая, что больше половины российских программистов готовы к переезду и работе в другой стране, отечественному бизнесу нужно сфокусироваться над условиями работы.
Помимо базового набора крупной IT-компании предлагать больше интересных и сложных проектов, которые лишат разработчиков желания искать альтернативы за рубежом, и уникальные бенефиты — например, давать возможность релокации, чтобы сотрудник мог исполнить мечту о работе в другой стране, не увольняясь из компании, или ежемесячную внутреннюю FailConf.
Нехватка middle- и senior-разработчиков
Компании стремятся найти сотрудников с солидным опытом работы, портфолио и развитыми soft skills. Однако нанять разработчиков middle- и senior- уровня сложнее, чем junior: они реже отвечают на запросы эйчаров и обычно не ищут работу активно, так как уже трудоустроены на выгодных условиях. Поэтому дефицит таких специалистов продолжает расти из-за нехватки ресурсов для поиска.
Рекрутерам приходится прибегать к инструментам пассивного хантинга, холодному обзвону и автоматизированным решениям, в то же время опытные IT-специалисты могут выбирать среди нескольких предложений одновременно. При поиске кандидатов через кадровые агентства бизнес должен отдавать рекрутерам до 30% от годовой зарплаты сотрудника — такой способ найма оказывается по карману только крупным организациям.
Важный момент — надо работать над HR-брендом и формировать благоприятные условия для разработчиков. Например, компаниям стоит предлагать специалистам зарплату чуть выше средней по рынку и задачи с использованием современных стеков, внедрять гибридный формат работы и помогать развитию внутри проекта. Подбор в сфере IT будет совершенствоваться, и выиграют компании, у которых уже есть пул сильных профессионалов и привлекательный HR-бренд.
Алексей Один
По материалам: “Компания”