Странная месть

Почему запрет на полеты европейских перевозчиков над Россией больно ударит в первую очередь по «Аэрофлоту»

pixabay.com

Вместе с новой порцией санкций пришли и новые неприятности. Сначала Великобритания запретила полеты «Аэрофлота» из и в Россию. Потом к этим санкциям присоединились другие страны. Ответ получился ожидаемо зеркальным: Россия закрыла свое воздушное пространство для самолетов из проявивших недружелюбие государств. Только вот наши контрсанкции оказались чем-то сродни выстрелу самому себе в ногу. И вот почему.

Доходы и котировки

Надо понимать, что в Японию из Франции все равно быстрее и выгоднее лететь над российской Сибирью. С закрытием РФ неба для европейских авиакомпаний им теперь придется оформлять больше бумаг на земле и делать огромный крюк в воздухе. В чем же смысл запрета полетов над территорией России? На первый взгляд – это новые серьезные неприятности для нашей экономики. Биржевая цена акций «Аэрофлота» за несколько дней конца февраля рухнула на 31%. С 1 марта прошлого года она снизилась с 68,31 руб/шт до 34,16 руб.

Кому конкретно стало хуже? «Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира. Ее родоначальником считается российское общество воздушного флота «Добролет», появившееся в 1923 году. Перевозчик базируется в аэропорту Шереметьево, откуда осуществляет основные перелеты, имеет в России пять филиалов. Контрольный пакет акций «Аэрофлота» — 51,17% — принадлежит государству. У институциональных инвесторов — 35,7%. Еще 3,5% на балансе у госкорпорации «Ростех», 5,1% принадлежит физическим лицам.

Авиационная отрасль в России характеризуется высокой рыночной концентрацией — здесь доминируют небольшое количество компаний. Формально «Аэрофлот» — не монополист на рынке авиаперевозок, но фактически занимает на нем искусственно созданную позицию лидера. Об этом авиакомпании регулярно напоминает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но ее безболезненные уколы, как правило, воспринимаются равнодушно.

В феврале 2017 года британское консалтинговое агентство Brand Finance признало «Аэрофлот» самым сильным авиационным брендом в мире. Перевозчик из РФ занял первое место, обогнав American Airlines и Emirates. Но это не столько его собственная заслуга, сколько обеспеченные ему уникальные условия для работы. Возможно, теперешние санкции успешно пролоббировали конкуренты.

Кратчайший авиационный путь из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию пролегает над Сибирью. За возможность воспользоваться этим путем иностранные компании платят роялти. Эти «деньги из воздуха» до сих пор получал единственный бенефициар — «Аэрофлот». Традиция тянется с 1970-х годов, когда «Аэрофлот» был единственной авиакомпанией в СССР, делить эти доходы было не с кем, о несправедливости распределения денег речь не шла.

Теперь роялти сильно влияют на конкурентную позицию нацперевозчика: их сумма составляет в районе $600 млн в год — это примерно треть совокупного оборота ближайшего преследователя — авиакомпании «S7», зарабатывающей собственными силами. Сегодня роялти больше не направляются, как раньше, на техническое оснащение отрасли, а практически полностью просто оседают у «Аэрофлота».

Пока гром не грянет

«Аэрофлот» казался компанией благополучной, хотя кривая прибыли на графике процветания медленно, но верно идет вниз. Так, дивиденды в 2018 году составили 12,81 руб на акцию, в 2019 году упали на 79% — 2,69 руб.

Гром грянул среди ясного неба, и сначала его звали Covid-19. Объем пассажирских перевозок обрушился по всему миру. Фактически возможность выполнять международные перевозки, не связанные исключительно с вывозом российских туристов из зарубежных мест отдыха, осталась лишь у «Аэрофлота». Однако положение госкомпании вызвало тогда вопросы у ФАС. Антимонопольная служба требовала сохранить доступные цены на билеты, а дополнительные затраты погасить за счет повышения транссибирских роялти. Но и в карантин «Аэрофлот» нашел возможность заработать, резко подняв цены. 19 марта билеты из Праги в Москву с вылетом в день покупки оформлялись за 11 744 руб, а 20 марта — уже за 16 066 руб. ФАС потребовала устранить нарушения в ценовой политике, авиакомпания в ответ назвала информацию о завышенных ценах «вбросами и слухами». Однако снижение роялти составило более 70%: в 2020 году нацперевозчик недополучил около $350 млн, ведь рейсов иностранных перевозчиков над нашей страной из-за пандемии стало существенно меньше.

В результате всех этих событий группа компаний «Аэрофлот» («Победа», «Россия» и сам «Аэрофлот») по итогам 2020 года получила 123 млрд рублей чистого убытка. Дивиденды за 2020 год не выплачивались.

Санкции

Теперь большинство стран Европы, Канада и некоторые другие страны закрыли воздушное пространство для России. Рейсы «Аэрофлота» по сети европейских маршрутов приостановлены. Мало того, как минимум шесть крупных российских авиакомпаний получили от европейских лизингодателей уведомления о расторжении договоров. Вариантов выйти из положения для них немного — возвращать самолеты настоящим владельцам, пытаться выкупать их или просто разрывать отношения с лизингодателями, чтобы оставить парк себе, для работы в РФ. Прошла информация, что государство планирует помогать только «Аэрофлоту».

Только в этой компании есть как минимум пять широкофюзеляжных «несанкционных» самолетов с действующей страховкой. Что будут делать лизингодатели с теми не новыми и в значительной мере «поюзанными» самолетами, неясно.

Стремление «погреметь» санкциями понятно. Понятен и «зеркальный» ответ РФ. Она ограничила выполнение полетов авиакомпаниям 36 государств. Росавиация поясняет: это станет ответной мерой европейским государствам, которые запретили российским самолетам выполнять полеты. То есть «Аэрофлот» (и государство с ним заодно) мало того что лишаются европейского рынка, так еще и будущих сумм роялти почти в полном объеме. Очень похоже на поговорку «назло бабушке отморожу уши», не так ли?

Тамара Лапшинская

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Олег Тиньков перестал быть миллиардером

Далее

Оператор «Северного потока — 2» рассматривает подачу заявления о банкротстве

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru