Санкции коснулись миллионов россиян: как бороться с последствиями
Обострение ситуации вокруг Украины обернулось для России санкционными ударами. Последствия затрагивают всех граждан страны: под удар попали банки, рубль упал, перелеты по многим направлениям приостановлены, цены на бытовую технику пошли на взлет. О том, как сберечь свои накопления и к каким новым санкциям стоит приготовиться, «МК» рассказал в ходе онлайн-конференции ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист и политолог Никита Масленников.
— ЦБ в начале этой недели экстренно поднял ключевую ставку до 20%, что является рекордом. Для чего это сделано и чем это обернется для обычных граждан?
— В сложившейся ситуации мера ЦБ адекватна и своевременна. Положение крайне непростое: повышение ключевой ставки до 20% — это даже выше предыдущего рекорда, который был установлен в декабре 2014-го, когда ставка выросла до 17%. Основываясь на опыте прошлых лет, можно сделать вывод, что когда ставку повышают до космических высот, возникает возможность оказать существенное влияние на торможение инфляции и на последовательное укрепление рубля.
Но, во-первых, неизвестно, сколько времени на это потребуется. А во-вторых, последствия для экономики и для граждан могут быть разные. Мы уже столкнулись с тем, что некоторые банки подняли ставки по кредитам. Как правило, процент по кредитам выше ключевой ставки. Для малого, среднего бизнеса и потребителей увеличение ставок по кредитам свыше 20% — абсолютно критично. Ставки по ипотеке и любым другим видам льготного кредитования взлетят. Мало кто будет оформлять кредит по ставке, допустим, 16%. Ожидается значительное притормаживание динамики всех остальных макропоказателей и, что естественно, экономического роста. Рост ВВП «около нуля» по итогам года — это оптимистичный прогноз.
Что меняется для граждан? Высокая ключевая ставка, по идее, тормозит рост потребительских цен. Весьма вероятно, что к концу первого — середине второго квартала 2022-го мы выйдем на понижательную траекторию инфляцию. Но пока уповать на то, что у нас годовой рост цен окажется заметно ниже прошлогоднего, крайне затруднительно. Будет большим успехом стабилизировать годовую инфляцию по итогам 2022-го хотя бы на текущем уровне.
Прибыль получат те, кто держит вклады в банках. Для коротких вкладов (до года), ставка будет в районе 20%. Для длинных поменьше — 10–15%. Это должно немножко охладить ажиотажный спрос на наличные, а также остановить граждан от бездумных трат. Положительный момент — действует железобетонная гарантия сохранности вкладов.
— Оцените введение обязательной продажи экспортерами 80% валютной выручки. Рублю это поможет?
— Теперь экспортеры в обязательном порядке будут продавать часть валюты на внутреннем рынке, тем самым создавая дополнительное предложение. Возникает дополнительный поток валютной ликвидности, который позволяет рассчитывать на определенную стабилизацию и последующее плавное укрепление курса рубля. В конце февраля Банк России впервые с 2014-го вернулся на рынок с валютными интервенциями. Валюту мы и раньше покупали, но вот продажами не занимались. Это дополнительный канал снабжения валютной ликвидностью экономики, цель которой стабилизировать курс рубля и по возможности попытаться его укрепить.
— Запад ввел санкции против активов ЦБ. Лишившись поддержки Банка России из-за наложенных на него ограничений, рубль может сорваться в свободное падение?
— Детали этой санкции еще предстоит изучить. Пока толком не ясно, на какие активы было наложено вето и что именно было заморожено. ЦБ, очевидно, подозревал, что такое развитие событий может быть, и предпринял превентивные меры.
Европейцы говорят, что мера распространяется практически на половину международных резервов. Я считаю, что оценка завышена. Пока сложно сказать, на сколько санкции навредили возможностям ЦБ поддерживать рубль. ЦБ ведет себя аккуратно и не раскрывает никакой дополнительной информации, чтобы не спровоцировать панических настроений в обществе и не дать подсказок инициаторам санкций, на какие болевые точки еще можно надавить.
— ЦБ в свою очередь объявил послабления по кредитам из-за санкций: рекомендовал банкам не назначать пени и штрафы, если финансовое положение заемщика ухудшилось из-за санкций. Поможет ли это потребителям? Имеют право банки менять ставки по уже выданным кредитам после повышения ключевой ставки ЦБ?
— Банк России объявил о дополнительных мерах поддержки кредитных организаций, чьи заемщики понесут потери из-за западных санкций. При старых нормативах для многих людей, попавших в тяжелое финансовое положение, кредиты были недоступны. Заемщик приходил в банк, ему рассчитывали предельную стоимость кредита и объясняли, что он никогда в жизни его не потянет из-за своего финансового положения. Мера позволяла не допустить перегрева рынка, не давала людям залезть в безнадежную долговую ловушку.
Сейчас этот норматив временно приостановлен. Стало быть, шлюз для кредитования таких граждан отрыт. Но при этом банки имеют возможность проводить реструктуризацию кредитов по
Вообще я бы посоветовал гражданам притормозить в панических набегах за деньгами. Проценты по вкладам и депозитам после роста ключевой ставки будут гораздо выше текущего уровня. Если у вас деньги лежат на счете в банке, ваш выигрыш очевиден.
— Российские потребители уже отметили значительное подорожание товаров. Например, один из продавцов электроники поднял цены на 30%. Что будет с ценами дальше?
— Удивляться росту цен на любую продукцию, где есть чип или полупроводник, не приходится. Речь об абсолютно любой технике с электронным компонентом. На мировом рынке чипов возник «идеальный шторм». В условиях ковида (из-за всплеска популярности дистанционной занятости) резко вырос спрос на такие товары. В результате на рынке возник дефицит. Еще до санкций цены шли вверх. Сейчас процесс ускорился: крупные производители отказываются от поставок своего товара в Россию. Эксперты рынка считают, что дефицит сохранится до конца этого года и только к середине 2023-го рынок найдет баланс. Сейчас главное — сбить волну ажиотажного спроса.
— Читатели интересуются, может ли текущая геополитическая ситуация повлиять на стоимость социальных продуктов (хлеб, молоко, крупы и т.д.)? На какие товары и продукты следует ждать подорожания в первую очередь?
— Не думаю, что мы столкнемся с резким взлетом цен на продукты первой необходимости. Будут установлены предельные наценки. Проблема заключается в том, что основа подорожания — это нехватка предложения, с которой до сих пор не удалось справиться после ковида.
Будет хорошо, если правительство расширит поддержку сельхозпроизводителей накануне посевной кампании, выделит субсидии на покупку минеральных удобрений. Нам необходимо освоить потенциал продовольственного импорта из Ирана и Латинской Америки, из стран Евразийского экономического союза: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Продовольственные потоки должны меняться в условиях возможного коллапса в торгово-экономических отношениях с ЕС.
Сейчас будет умеренное подорожание. Но зачем, сломя голову, бежать покупать сахар, соль и другие продукты? Мотивация людей понятна — есть деньги, надо тратить, надо себя обезопасить. Но чем больше бездумных покупок сегодня, тем выше цены будут завтра.
— Несколько российских банков уже отключены от системы SWIFT. Может ли эта санкция распространится на всю Россию целиком?
— Детали отключения России от системы межбанковских платежей SWIFT до сих пор прорабатываются. Главное, на какие банки эта санкция будет распространена. Инициаторам важно оставить окно для расчетов за экспорт углеводородов: нефти и газа. Если окошко все-таки закроется, произойдет резкое нарушение баланса на рынке нефти. Россия находится в тройке ведущих мировых экспортеров, закрывая своими поставками около 10–12% ежедневного мирового потребления. Вот это и есть цена вопроса.
Если через полномасштабное отключение от системы SWIFT будет заблокирован российский экспорт углеводородов — нефти и газа, произойдет дестабилизация рынков. Цены взлетят до $150 за баррель и выше, а за ними подскочит и инфляция во всем мире, так как энергоресурс подорожал.
Рекордная декабрьская инфляция в США — 7,5% — покажется их гражданам пределом мечтаний. В итоге она может подскочить до 15–16% в год. Запад может пойти на такие меры, но такого рода решение будет представлять собой красную линию между замедляющимся развитием мировой экономики и новым глобальным кризисом.
Напомню, что было в период 70-х годов прошлого столетия. Ближневосточные войны привели к нефтяному кризису. Миру пришлось несколько лет к нему адаптироваться и перестраивать экономику. Таким образом было потеряно 4–5 лет глобального развития, приобретена большая инфляция. Надеюсь, на Западе понимают: есть красные линии, через которые лучше не переходить.
— Есть ли в распоряжении ЦБ и Минфина еще какие-то инструменты для отражения санкционных атак и успокоения финансовой ситуации внутри страны?
— ЦБ может скрупулезно рассчитать лимиты по льготному кредитованию. Это необходимо для поддержки населения, а также малого и среднего бизнеса, им сейчас будет крайне непросто. Думаю, такой вариант прорабатывается. Запросы на это есть и у людей, и у бизнеса.
Один из инструментов Минфина — поправки к действующему бюджету. Надо четко понимать, где и как мы должны увеличить государственные расходы: социальные обязательства, здравоохранение (настораживает вдруг наступившая расслабленность во властных эшелонах по поводу «Омикрона»), образование.
Запрет на экспорт в Россию авиатехники — серьезная проблема. У нас 40% внутренних перевозок осуществляется зарубежными машинами. Сегодня-завтра они летают, а что потом? Необходимо заняться российским авиапромом, не откладывая на завтра, а прямо сейчас. Нет транспорта — нет экономики.
Что касается запрета на экспорт оборудования и комплектующих для нефтегазового сектора — надо уметь самим все производить. Это требует денег. Необходима отраслевая и секторальная поддержка нашей экономики. И речь не только об импортозамещении. Надо ориентироваться на производство качественной продукции, которая будет пользоваться спросом на внешнем рынке — например, в Африке или Латинской Америке. Без форсированного освоения новых рынков будет сложно. Также нужно менять схемы финансовой поддержки экспортеров, которые теперь должны в обязательном порядке продавать 80% своей выручки.
— К новым экономическим реалиям — скажем, к доллару под 100 рублей — россиянам надо привыкнуть навсегда или есть шансы, что спустя какое-то время ситуация с экономикой вернется к тому, что было до нынешнего геополитического обострения?
— Мир переходит в новую реальность. Нам нужно ее понять и сделать максимально комфортной для самих себя. Санкции — это повод более серьезно заняться построением новой экономической модели у нас, в России.новым, ослабленным требованиям. В период локдауна данная мера сработала. Если говорить о рекомендации ЦБ не назначать штрафы и пени, то для банкиров это скорее требование, и они будут его выполнять. Что касается возможности менять ставку по уже выданным кредитам, то, думаю, в нынешней ситуации банки будут очень корректно менять условия по кредитам. Если возникнут резкие односторонние действия по задиранию ставок, в дело наверняка вмешаются финансовые омбудсмены, сам ЦБ или даже судебные органы.
— Что в текущих условиях делать обычным гражданам? Многие беспокоятся, что деньги на вкладах могут быть заморожены. Стоит ли оформить банковскую карту нашей платежной системы? Выйдут ли из строя Visa и Mastercard?
— В конце прошлого месяца люди массово снимали деньги со счетов. Только за сутки 24 февраля из банковской системы вынули больше 111 млрд рублей. После этого было принято решение увеличить нормативы по предоставлению наличной ликвидности банкам. Объем наличных денег в обращении увеличился на 1,4 трлн рублей. Да, первое время мы можем наблюдать разгон инфляции, но проблему решили моментально — подняли ключевую ставку.
Всегда есть риски, что международные платежные системы Visa и Mastercard будут заблокированы очередными санкциями. В таком случае Россия может предложить альтернативу — Система быстрых платежей (с ней с переводами внутри России проблем быть не должно). Но лучше иметь карту отечественной платежной системы «Мир» и держать на ней большую часть средств, потому что в нашей стране она находится под защитой и с ее помощью можно провести все расчеты.
Людмила Александрова
По материалам: “Московский комсомолец”