Правительство обсуждает возможность запуска новых инвестиционных налоговых кредитов для российского бизнеса, но не в первом пакете помощи. Такая мера призвана высвободить для инвестиций средства, которые бы пошли на уплату НДС
Для поддержки экономики на фоне западных санкций правительство рассматривает меры налогового стимулирования российских компаний. Это следует из одной из версий проекта плана первоочередных действий, датированной 3 марта (есть в распоряжении РБК, подлинность подтвердили два источника, знакомых с предложениями).
Одно из основных предложений в этой сфере — «расширение оснований для предоставления инвестиционных налоговых кредитов и упрощение порядка их получения». В предыдущей версии плана от 2 марта (также есть у РБК) говорилось, что эта мера включит в себя возможность «реинвестирования налога на добавленную стоимость (НДС) за три года в развитие производства». Ответственными за реализацию меры в документе указаны Минэкономразвития и Минфин.
Фактически предприятие, которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в течение определенного срока уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.
В пакет первоочередных мер, который правительство собирается объявить 9 марта, льгота по НДС не войдет, сказал один из собеседников РБК. «Это только первый пакет мер — параллельно ведется работа над вторым, и есть понимание, что необходим будет и третий, и четвертый», — подтверждает федеральный чиновник, знакомый с ходом их разработки. В первом пакете, по словам источников РБК, большинство мер будет связано с послаблениями в сфере контроля и надзора, а также лицензирования, то есть со снятием административных издержек. Но будет принят и ряд «денежных» инициатив, говорит один из них.
Суть налогового кредита заключается в отсрочке уплаты НДС, который возникает у компаний при инвестировании в основные средства, пояснил РБК еще один источник, участвующий в обсуждениях. По его словам, пока мера одобрена концептуально, но конкретные детали ее реализации появятся в процессе разработки проекта постановления. В ходе обсуждений первый вице-премьер Андрей Белоусов и Минэкономразвития выступали в поддержку меры, а Минфин — скорее, против, сказал собеседник РБК, добавив, что представители бизнеса настаивают на том, чтобы налоговый кредит был беспроцентным или же выдавался по льготной ставке в 1%. Есть понимание, что поддержка инвестиций должна быть не выборочной, а универсальной, то есть без жестких рамок по отраслям, подчеркнул он.
Какие есть налоговые кредиты сейчас
Сегодня российским организациям доступен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. На него могут претендовать организации, которые проводят научно-исследовательские работы/техническое перевооружение производства для снижения урона окружающей среде или создания рабочих мест для инвалидов; занимаются внедрением инноваций; выполняют особо важный заказ региона; создают объекты наивысшего класса энергоэффективности; являются резидентами зон территориального развития. Размер налогового кредита не может превышать 50% суммы налога, который должен быть уплачен без учета соглашения о кредите. Срок варьируется от одного года до пяти лет. Ставка по закону находится в диапазоне от 1/2 до 3/4 от ключевой ставки ЦБ, то есть, исходя из текущих условий, инвестиционный налоговый кредит должен был бы стоить 10–15%.
Как пояснил источник РБК, для новой антикризисной меры обсуждается именно НДС, а не налог на прибыль, поскольку основная часть последнего зачисляется в региональные бюджеты. Правительство не хочет создавать дополнительные выпадающие доходы у регионов в нынешней ситуации, отметил он. НДС на 100% зачисляется в федеральный бюджет.
РБК направил запрос в Минэкономразвития, Минфин и аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Дополнительный стимул
В 2021 году бизнес смог получить достаточно хорошие финансовые результаты, поэтому задача правительства сегодня — максимально стимулировать его активно инвестировать в расширение производственных и технологических возможностей, сказал РБК глава «Деловой России» Алексей Репик. «В ситуации неопределенности, в которой мы сейчас находимся, сложно принимать инвестиционные решения, которые предполагают небыстрый возврат средств», — отметил он. Поэтому инвестиционный налоговый кредит становится очень актуальным: вместо того чтобы платить налог, его можно будет зачесть в счет инвестиций. Это подтолкнет запуск проектов, полагает Репик.
Говоря о конкретных условиях налогового кредита, глава «Деловой России» подтвердил, что не исключается вариант их беспроцентного предоставления. «Ставка в размере половины ключевой, как предусмотрено Налоговым кодексом, — это сейчас слишком дорого», — констатировал он. Льгота не должна распространяться на сырьевой бизнес, уверен Репик.
Чем ниже будет ставка по налоговому кредиту и шире круг его возможных получателей, тем более востребованным окажется инструмент, отмечает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Яркий пример — инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль: из-за множества критериев для его получения число пользователей льготы значительно ограничено. Эксперт поддерживает введение налогового кредита именно по НДС: налог на прибыль может снизиться или отсутствовать вовсе у некоторых компаний из-за кризиса, а НДС как косвенный налог так или иначе будет возникать.
Налоговый кредит на НДС в привязке к обязательному его использованию на финансирование инвестиций, скорее всего, будет интересен производственным компаниям, отмечает партнер EY Александр Чижов. Однако налогоплательщики могут испытывать неуверенность в его применении, учитывая исторические сложности, с которыми сталкивался бизнес при проведении налоговых проверок в отношении различных льгот, связанных с инвестированием в производство, скептичен эксперт. «Идея сама по себе крайне позитивная и, вероятно, эффективная, но при этом ее востребованность может оказаться в зависимости от воли контролирующих органов следовать основной цели данной меры — поддержке налогоплательщиков», — заключает Чижов.
Екатерина Виноградова
По материалам: “РБК”