Как Казахстан пытается сохранить собственное машиностроение
Утилизационный сбор на автомобили и сельскохозяйственную технику в Республике Казахстан в последние месяцы стал предметом противостояния оппозиции, призывающей население к митингам и едва ли не забастовкам, и руководства страны, которое под давлением западных концернов уже пошло на значительные уступки. С одной стороны, введение утильсбора — это защитная мера для рынка от старой техники, с другой — последствиями его отмены может стать гибель в республике всей машиностроительной отрасли. В истории вопроса разбиралась «Лента.ру».
После объявления о двукратном снижении утилизационного сбора все местные производители оказались в западне. На протяжении многих лет они вкладывались в модернизацию и развитие собственных компетенций, а теперь в страну может хлынуть прямой импорт, и вопрос будет стоять уже о выживании машиностроительной отрасли как таковой. О чем говорить, если даже российские автоконцерны, которые в последние годы активно инвестировали в создание сборочных производств в Казахстане и для которых страна исторически является одним из ключевых экспортных рынков, могут остановить производство в республике и потерять свои вложения.
Отмена или сильное снижение утильсбора вызовет сложности с реализацией инвестпроектов, а цена локализованных автопроизводителей станет неконкурентной, поскольку рынок уравняет цены местного производителя и импорта, в один голос утверждают представители российских автоконцернов, реализующие в Казахстане сборочные мощности. По прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса, снижение утильсбора не приведет к снижению стоимости автомобилей, но сильно повлияет на обновление автопарка страны.
Защитная мера vs агенты влияния Запада
Обязательный утилизационный сбор на транспортные средства взимается в Казахстане с 2016 года. Его должны платить локальные автопроизводители, а также официальные импортеры и все, кто желает привезти автомобиль в Казахстан. Утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику был введен 23 декабря 2019 года как в отношении производителей внутри страны, так и импортеров из государств-членов ЕАЭС и третьих стран. Новые автомобили, комбайны и тракторы, произведенные в Казахстане, продаются без утильсбора в цене.
Сегодня утилизационный сбор — это защитная мера для машиностроителей Казахстана, но на его отмену ополчились и сельхозпроизводители, и даже блогеры. Дошло до того, что его отмена становится лейтмотивом предвыборной программы вновь создаваемой партии. Так, общественный деятель, блогер Санжар Бокаев приобрел известность именно на борьбе с утильсбором, а месяц назад заявил о создании политической партии «Намыс».
Другой блогер и активист движения «Нетутильсбору» Вадим Борейко ставит правительству ультиматумы: или ревизия утильсбора, или митинги вплоть до всенародного референдума.
Главная претензия протестующих — в том, что за частной структурой, которая собирает утилизационные сборы, стоит Алия Назарбаева. Но после январских протестных выступлений в республике ее лишили такого права, а все полномочия были переданы государственной компании. В России утилизационный сбор работает с 2009 года, но казахстанский кейс представляет интерес еще и тем, как государство пытается противостоять попытке американской компании войти на рынок, ее лоббистским усилиям и развернувшейся вокруг этого информационной кампании.
Пустые обещания
Американский производитель сельскохозяйственной техники John Deere уже больше четверти века не оставляет попыток закрепиться в Республике Казахстан. Еще в сентябре 1994 года республиканское правительство приняло постановление о реализации инвестиционного проекта по приобретению госкомпанией заграничной сельскохозяйственной техники. Тогда страна остро нуждалась в зерноуборочных и хлопкоуборочных комбайнах.
Постановление одобряло контракт между АО «Кен Дала» и John Deere Export на закупку 630 зерноуборочных и 100 хлопкоуборочных комбайнов американского производства. Сумма контракта была впечатляющей — 114,8 миллиона долларов, но финансировал контракт не Казахстан, а тоже американский «Эксимбанк», на кредит которого и должна была покупаться сельхозтехника. Этим же соглашением была предусмотрена организация совместного производства зерноуборочных комбайнов John Deere.
Увы, спустя несколько лет «Кен Дала» была реорганизована, из госхолдинга превратилась в частную компанию и потеряла монопольный статус. Хотя американская техника активно импортировалась в республику по кредитным линиям и под госгарантии, об СП уже никто не вспоминал, а «Кен Дала» оказалась в списке компаний, по которым Минфину поручалось провести проверку финансово-хозяйственной деятельности заемщиков по целевому использованию негосударственных внешних займов.
«Работа в интересах импортеров привела к сокращению производства казахстанской сельхозтехники, — писали «Ведомости Казахстана». — С 2013 по 2017 год производство сельхозтехники в Казахстане упало на 50 процентов (…) Еще больше — на 54 процента — упали продажи».
В очередной раз заявление о намерении начать производство сельхозтехники John Deere в Казахстане прозвучало в мае 2015 года от тогдашнего директора по региональному развитию компании Eurasia Group Тлека Бекбасарова. Компания Eurasia Group с 2002 года является официальным дистрибьютором техники John Deere. Начать производство планировалось в 2016 году с объемом 1 тысяча единиц техники. С учетом того, что в то время в Казахстане находилось примерно 10 тысяч единиц техники от John Deere, такие планы выглядели весьма амбициозными.
Однако и они не были реализованы, хотя в конце 2015 года John Deere вместе с другими иностранными производителями сельхозтехники получила льготу по освобождению от расширенных обязательств производителей/импортеров, то есть от утилизационного сбора.
Отдельного внимания заслуживает и откровенно лоббистское решение о 25-процентной субсидии как для казахстанской, так и для импортной техники. В итоге в 2018 году местные предприятия по выпуску сельхозтехники реализовали продукцию на 24 миллиарда тенге. Импорт такой же техники составил около 100 миллиардов. Ежегодно из страны на покупку импортной техники утекало около 180 миллионов долларов.
Лишь перспектива введения утилизационного сбора привела к взрывному росту производства. В 2019 году произвели 897 тракторов — больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. После того как заговорили об утильсборе, две иностранные компании выразили желание разместить свои заводы в Казахстане — «Кировец» и CLAAS. Но не John Deere, который, судя по всему, только обещал построить производство, а под эти обещания активно пользовался льготами.
Здесь показателен вопрос бывшего вице-министра индустрии и развития Рахима Ошакбаева гендиректору Eurasia Group Kazakhstan Сергею Глокке (эта компания является официальным дистрибьютором техники John Deere в Казахстане) во время обсуждения введения в Казахстане утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику в 2019 году.
«Почти все обсуждение молча просидел Сергей Глокке, — описывала эту историю общественно-политическая газета Казахстана «Время». — Стал отвечать, когда Рахим Ошакбаев как старого знакомого спросил: «Сергей, вы уже заработали на нашем рынке как минимум миллиард долларов. Что дальше?» Первое, сказал руководитель работающей на Америку «Евразии», с 1995 по 2019 год никаких условий создано не было, это все, дескать, болтология. Второе — “Джон Дир” не обещал поставить здесь завод, уровень локализации не обсужден. И в заключение повторил, что не зайдут. Перевожу на местный язык: зачем американцам создавать в Казахстане производство, если заокеанская техника и так имеет здесь щедрую господдержку и активное лобби».
Агенты влияния
Так или иначе, но утильсбор все-таки заработал и хорошо помог казахстанской индустрии, выступая, по сути, заградительным барьером, позволяя развиваться собственному машиностроению. Но американцев это не устраивало, и они развернули информационную кампанию против. Главный тезис Сергея Глокке — введение утилизационного сбора серьезно осложнит процесс обновления изношенного машинно-тракторного парка Казахстана.
«Утильсбор сегодня составляет от 5 до 20 процентов — в зависимости от того, какая модель. На малые тракторы, на самые ходовые модели, которые у нас продавались порядка 80-100 единиц, утильсбор сейчас — около 20 процентов. Из-за этого произошло удорожание комбайнов на 10-12 миллионов, тракторов — на 10-12 миллионов», — говорил Сергей Глокке в августе 2020 года.
Можно считать это совпадением, но накануне введения утильсбора на сельхозтехнику республиканское правительство начали обвинять все, кому не лень. К кампании против подключились сельхозпроизводители, блогеры и журналисты. Появилось движение «Нетутильсбору», а в соцсетях — одноименные группы и каналы. А главными движителями протеста стали блогеры Вадим Борейко и Санжар Бокаев, недавно ставший еще и политиком. Почему они так активно начали лоббировать интересы американской корпорации? Все может быть очень просто. К примеру, Вадим Борейко — получатель грантов фонда Сороса, и он из этого секрета не делает.
«Потом кто-то меня надоумил подать заявку на участие в конкурсе фонда Сорос-Казахстан. Я получил грант, в августе 2019 года открыл YouTube-канал “Гиперборей”, где поначалу давал исключительно интервью с представителями гражданского общества, — рассказывал блогер в интервью радио «Азаттык». — Потом я выиграл грант другой международной организации и заложил в бюджет покупку оборудования». И на этом самом канале Борейко начал вовсю критиковать власть, выступать против утильсбора и поддерживать протестное движение.
Кстати, на сайте фонда Сорос-Казахстан не составит большого труда найти тот самый грант, выданный в 2019 году по программе «Новые гражданские инициативы» на сумму 5,59 миллиона тенге ТОО «Творческое объединение MediaZavod на проект «Гиперборей».
С фондом Сороса связан и Санжар Бокаев. В феврале он объявил о создании новой политической партии «Намыс», а в 2016 году входил в попечительский совет журнала «Власть», финансируемого фондом американского бизнес-магната.
Может быть, пора понять, что США всегда и везде пытаются продавить свои интересы любыми способами и, как правило, в ущерб другим государствам. Правительство республики это знает, остается лишь донести это до простых людей, чтобы они не поддавались на провокации и здраво оценивали ситуацию. Экономическая целесообразность в соответствии с текущим моментом? Об этом чиновники уже подумали.
На пользу промышленности
В конце февраля в Казахстане были озвучены детали проекта новых ставок утилизационного сбора. По словам заместителя премьер-министра Романа Скляра, коэффициент утильсбора снизится в два раза на все виды техники. «Мнений, конечно, очень много. Вообще обнулить утильсбор, для того чтобы мы завозили в страну в том числе и автохлам, и попытка дискредитировать наше отечественное автомобилестроение, и все прочее. Тем не менее принято взвешенное решение: уровень стимулирования автопрома в принципе позволяет нам снизить на 50 процентов ставку на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники», — заявил чиновник.
По мнению экспертов, это решение крайне чувствительно для казахстанских промышленников, но все-таки не позволит разрушить в стране собственное машиностроение. Генеральный директор ТОО Daewoo Bus Kazakhstan Асемхан Дускужанов в интервью ИА Inbusiness.kz отметил, что полная отмена утильсбора привела бы к краху автомобильной промышленности Казахстана. «Утильсбор в Казахстане — мера прежде всего защитная. Полная его отмена приведет к замедлению развития автомобилестроительных заводов, а то и к полной остановке», — заявил Дускужанов. По его мнению, это приведет к сильнейшим репутационным рискам для страны, так как «вложенные инвестиции окажутся под угрозой потери».
«Мы видим, что правительства поддерживают машиностроение, — говорит Ермек Ескергенов, генеральный директор группы компаний «Вираж», специализирующейся на коммерческой и сельхозтехнике. — Для нас этот сектор критически важен, так как Казахстан стремится отойти от сырья. Развитие ненефтяных секторов — один из способов такой диверсификации, поэтому в госпрограммах он в числе приоритетных отраслей. В этой связи под ударом окажутся и заводы, а это тысячи рабочих мест. Скажется это и на смежных отраслях, развивающихся вслед за машиностроением: изготовлении комплектующих, кузовов, рефрижераторов, изотермических фургонов для коммерческого транспорта и так далее».
Такого же мнения придерживается президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов. По его мнению, у государства должен быть инструмент для защиты своей страны от потока старых коптящих машин. И если совсем отменить утильсбор, то Казахстан превратится в помойку для автохлама.
«Я считаю, что, если смотреть в перспективе, утильсбор полезен для экономики страны, в частности — для развития отечественного автопрома», — сказал эксперт. Поддерживает принятое властями решение и вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева: «Было очень важно, чтобы существовал какой-то барьер, который защищал бы Казахстан от наплыва подержанных авто, не соответствующих техническому регламенту, экологическим требованиям, которые в других странах были уже направлены на утилизацию. И утильсбор является одной из защитных мер».
Константин Ляпунов
По материалам: “Лента.Ру”