В России планируют сокращения авиадиспетчеров
Государственная корпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) готовится к массовому сокращению диспетчеров и урезанию расходов на персонал на 30-40%. Это следует из распоряжения гендиректора предприятия (есть у «Известий»). Корпорация планирует оптимизировать расходы в связи с резким падением выручки из-за запретов на полеты российских компаний за границу и ответных мер Росавиации для иностранных перевозчиков. Состав дежурных смен предлагается сократить до одного диспетчера, а аэропорты перевести на работу без ночных смен. Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) указал на риски банкротства предприятия и попросил у властей финансовой помощи.
Антикризисный план
Подведомственная Росавиации Госкорпорация по ОрВД готовит антикризисный план в условиях резкого падения выручки из-за взаимных запретов на полеты для российских авиакомпаний в небе Евросоюза, США и Канады и для иностранных перевозчиков — над территорией России. Гендиректор предприятия Игорь Моисеенко поручил разработать предложения по изменению трудоемкости производственных процессов, необходимых для сокращения фонда оплаты труда в двух сценариях — на 30% и на 40%. Распоряжение от 5 марта (документ есть в распоряжении «Известий») адресовано заместителям гендиректора госкорпорации Алексею Буевичу, Юрию Токареву, директорам филиалов.
Филиал «Аэронавигация Юга» предложил снизить тарифную зарплатную ставку сразу для всех сотрудников ГК по ОрВД на 20% — c 10 159 рублей до 8127 рублей. От этого показателя рассчитывается зарплата для всех сотрудников корпорации. Ставка умножается на различные тарифные коэффициенты для каждой группы должностей, на коэффициент класса (квалификации работника), пояснил источник «Известий» в госкорпорации.
— Таким образом, можно будет охватить абсолютно всех работников предприятия, — сказано в письме гендиректора филиала Виталия Абрамцова от 9 марта (есть у «Известий»).
Кроме этого, топ-менеджер призвал отменить различные стимулирующие выплаты. В частности, отказ от доплаты по коллективному договору предприятия в размере 12% позволит ежемесячно экономить в среднем 6,9 млн рублей, или 1,98% ФОТ, сказано в письме. Предложено также отменить доплату за работу в вечернее время (сэкономит 2,6 млн рублей ежемесячно, или 0,75% ФОТ), доплату за осуществление стажировки и руководство практикой (сэкономит 750 тыс. рублей, или 0,21% ФОТ). Кроме того, доплату за использование диспетчерами английского языка Виталий Абрамцов призвал применять только на аэродромах, где будут летать иностранные авиакомпании, а не на всех, имеющих статус международных (по данным Росавиации, это 79 аэропортов).
Новые сокращения
Как писали «Известия», в конце 2021 года Росавиация уже готовилась к сокращениям сотрудников ГК по ОрВД. Тогда, по заявлениям замруководителя ведомства Дмитрия Ядрова, уволить в 2022 году планировалось только 800 человек.
Теперь же ростовский филиал предлагает проводить сокращения не только управленцев, но и самих диспетчеров, а также инженеров подразделения ЭРТОС (служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи), следует из письма его руководителя. В аэропортах с низким авиатрафиком предложено сократить состав дежурной смены с двух до одного диспетчера и одного руководителя полетов аэродрома, а также переводить аэропорты на режим работы по регламенту, то есть без ночных смен, следует из документа.
В частности, сократить состав смен предлагается в аэропортах Ростова-на-Дону, Элисты, Грозного, Магаса, Владикавказа, Геленджика и Анапы (из них сегодня принимают самолеты только Грозный, Магас и Владикавказ, работа остальных приостановлена до 20 марта из-за спецоперации России на Украине).
— Сегодня на смену в зависимости от интенсивности воздушного движения выходит от двух до трех диспетчеров плюс руководитель полетов, — пояснил «Известиям» источник в госкорпорации.
Высвободившийся персонал руководство «Аэронавигации Юга» предлагает направить в простой с оплатой не менее 2/3 тарифной ставки, сказано в письме. Но, как заявил «Известиям» президент ФПАД Сергей Ковалев, многие после простоя могут не вернуться к работе, когда трафик начнет восстанавливаться.
Он уточнил, что сегодня на предприятии продолжаются «вялотекущие» увольнения, в декабре–январе увольняли радиоператоров.
— Первый приказ о сокращении персонала был в августе 2021-го. В начале этого года, после наших обращений в правительство и к президенту, была озвучена цифра 800 человек из числа управленцев [которые попадут под сокращения]. Но процесс по увольнению диспетчеров так и не был остановлен, — посетовал Сергей Ковалев.
Кроме того, руководители филиалов на местах буквально вынуждают диспетчеров увольняться сейчас, шантажируя тем, что потом им могут не выплатить так называемых парашютов при выходе на пенсию (в размере 6–12 зарплат).
По словам источника «Известий» в госкорпорации, в результате уже новых мер под сокращения могут попасть не 800 человек, а более 1 тыс. (только из числа диспетчеров). По состоянию на январь 2022 года в госкорпорации работало около 30 тыс. человек, из них 7,8 тыс. диспетчеров, 10,1 тыс. инженеров, более 12 тыс. — сотрудников администрации.
«Известия» направили запросы в ГК по ОрВД, Росавиацию и Минтруд.
Финансовые трудности
В январе ФПАД сообщал о финансовых трудностях ГК по ОрВД в письме главе правительства Михаилу Мишустину. В документе было указано: из-за пандемии и снижения количества рейсов выручка предприятия резко сократилась, а финансовая подушка, которая на начало 2020 года составляла около 80 млрд рублей, к началу 2021-го сократилась до 35 млрд. К концу 2022-го она полностью закончится, сообщал ФПАД.
Согласно программе деятельности ГК по ОрВД, в этом году корпорация сгенерирует убыток в 9,6 млрд рублей, а дефицит бюджета к 2022-го составит 16,9 млрд рублей. Основную прибыль предприятию приносили сборы за аэронавигацию с иностранных перевозчиков, которые так и не восстановили трафик к уровню допандемийного 2019 года.
9 марта ФПАД написал письмо президенту России Владимиру Путину, в котором союз указал на риски банкротства госкорпорации в случае длительного ограничения полетов из-за взаимных авиационных санкций США, стран Европы и России. Профсоюз попросил выделить предприятию необходимую финансовую поддержку (письмо есть в распоряжении редакции). «Известия» направили запрос в администрацию президента РФ.
Для работы ГК по ОрВД в ближайшие два-три месяца может потребоваться порядка 5–8 млрд рублей субсидий, оценил Сергей Ковалев. По его словам, 8 млрд могли бы вернуть акционеры аэропорта Шереметьево (ранее госкорпорация профинансировала на эту сумму строительство третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту), либо же 5 млрд можно распределить из общей суммы в 25 млрд рублей, которую правительство хочет выделить на поддержку всей авиаотрасли.
Ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко, напротив, считает, что сокращения диспетчеров сегодня не только неизбежны, а актуальны и даже запоздали. По его словам, в некоторых удаленных регионах доход диспетчера доходит до 130–150 тыс. рублей, тогда как в части аэропортов вообще не требуется обеспечивать посадку трех самолетов в сутки силами диспетчеров. При этом оптимизация расходов на ФОТ не решит всех финансовых проблем предприятия, заметил эксперт.
— Сегодня ГК по ОрВД без кратного повышения тарифов за аэронавигацию для российских перевозчиков на операционную прибыль не выйдет. Очевидно, что это будет непопулярная мера. Но авиация перестает быть бизнесом и превращается в систему жизнеобеспечения, — заключил Андрей Крамаренко.
Анастасия Львова
По материалам: “Известия”