На сколько подешевел бензин и сколько будет стоить топливо в апреле
В начале марта бензин подешевел в опте, а к концу месяца этот тренд дошёл до розницы. Есть прогнозы, что в апреле заправки снизят цены. Насколько они оправданны и сколько будет стоить топливо на АЗС?
Какие тенденции наметились на топливном рынке
Вице-премьер Александр Новак сообщил, что в России ни в коем случае нельзя вводить госрегулирование цен на топливо. Это могло бы привести к пропаже бензина с заправок. При этом, по оценкам вице-премьера, цена топлива и так может упасть.
Действительно, в начале марта динамика цен удивила многих участников рынка. Бензин начал активно дешеветь в опте. По некоторым позициям снижение цены составило более 20%. Так произошло, например, с АИ-92 и АИ-95.
Ближе к концу месяца вслед за оптовыми ценами начали подтягиваться и розничные. Конечно, они снизились намного меньше. Тем не менее на ряде заправок по стране уже отметили, что бензин подешевел. Как показала статистика Росстата, за период с 5 по 11 марта цены на топливо понизились в 26 субъектах федерации. Больше всего он подешевел в Ямало-Ненецком автономном округе — на 1,4%. В Москве цены на бензин снизились на 0,1%, а в Санкт-Петербурге остались без изменения. Стоимость литра бензина в среднем по России на 11 марта снизилась на 4 копейки — до 50,89 рубля.
— Начиная со второй половины февраля возникла нетипичная для нашего внутреннего рынка ситуация. Бензин действительно начал дешеветь. Причём не только на бирже, но и на автозаправках. Снижение цен по различным сортам топлива составило порядка 11–12%. Причиной столь необычного явления стало совпадение в одной временной точке ряда факторов, — рассказал преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
По его словам, ограничение из-за санкций экспорта продукции нефтепереработки создало избыток предложения, так как невостребованными остались объёмы, подготовленные для экспорта. В то же время белорусские НПЗ, для которых основными рынками сбыта были Украина и Прибалтика, переключили поставки на российский рынок.
Что будет с ценами на бензин после 1 апреля
Скорее всего, после первого апреля цены на топливо будут падать. Это связано исключительно с рыночной ситуацией. Причём снижение может быть весьма существенным — 5–7%. Такой прогноз сделал первый вице-президент “Опоры России” Павел Сигал.
— Цены на АЗС, как обычно, зависят от сезона, от бесперебойной работы производителей и поставщиков топлива. Очевидно некоторое снижение цены на дизельное топливо. Это сезонное явление. С учётом себестоимости можно ожидать снижения около 5%, может, немного больше. На остальные виды топлива падение будет несколько ниже, — добавил Павел Сигал.
Динамика российского рынка топлива этой весной будет во многом зависеть от того, насколько значимым окажется отказ отдельных иностранных покупателей от российских нефтепродуктов.
— Нефтепереработка у нас ориентирована на экспорт. Из примерно 80 млн тонн производимого дизтоплива экспортируется половина, из 60 млн тонн мазута — три четверти. Бензин и авиакеросин почти не экспортируются. Поскольку НПЗ не может не выпускать дизтопливо, если спрос на него на экспортных рынках снизится, завод будет предлагать товар на внутреннем рынке со скидкой, а если и это не поможет — сокращать переработку, — рассказал руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.
По его словам, ситуация с бензином более сложная. Если дизтопливо используется в основном коммерческим транспортом, промышленностью и АПК и можно ожидать сокращения потребления из-за санкций в этом году, то бензин — это потребительский товар. Поскольку авиаперелётов за рубеж и даже внутри страны станет меньше, в отпускной период спрос на бензин для личных путешествий на авто, вероятно, резко возрастёт.
— Мы видели аналогичный эффект летом 2020 года в пандемию. Покрытие этого спроса может стать нетривиальной задачей для НПЗ в условиях, когда производство дизтоплива, газойля и мазута, возможно, потребуется сдерживать из-за экспортных ограничений. Следует также отметить, что сейчас АЗС, хотя оптовые цены на топливо и снижаются, несут дополнительные издержки. Это связано с ростом стоимости кредитов вслед за увеличением ключевой ставки ЦБ до 20%. Трейдеры и сети АЗС, как правило, покупают топливо у НПЗ и нефтебаз в кредит. Отдают его через 60–90 дней после закупки, когда получат выручку от продажи этого топлива, — добавил Кирилл Мельников.
Он отметил, что АЗС будут вынуждены заложить рост стоимости кредитов в цену топлива, что снизит их возможности уменьшать ценники весной. Базовый прогноз аналитика предполагает, что средние по стране розничные цены на дизтопливо останутся стабильными и в апреле, и в мае. При этом бензин может немного подорожать, но лишь в пределах 1%. Учитывая сегодняшнюю инфляцию, это уже значимое достижение для отрасли.
Анатолий Гожий считает, что пока понижение цен на АЗС не носит общесистемного характера. В основном корректируются цифры на независимых заправках, где стоимость топлива изначально находилась вблизи верхней допустимой планки, а также в отдельных регионах.
— В ближайшие месяц-полтора вполне можно ожидать продолжения движения цен вниз с выравниванием их уровня у различных поставщиков. За это время топливо, купленное на бирже по также снизившимся ценам, дойдёт до потребителей. Всё это сохраняет потенциал снижения цен на бензин и дизельное топливо где-то от трёх до пяти рублей. Такая тенденция хорошо скажется и на экономике, и на простых автомобилистах. Впрочем, пока не стоит ждать того, что снижение цен будет продолжаться долго. Когда накопленные резервы исчерпаются и возобновятся поставки за рубеж, может начаться обратный процесс, — пояснил Анатолий Гожий.
В апреле ситуация будет примерно такой же, что и в марте. Цены будут плюс-минус на одном уровне. При этом возможна коррекция в 10 копеек за литр в обе стороны. Такой прогноз сделал специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн.
Он отметил, что топливо — это социально значимый товар, повышать на него цены сейчас просто нельзя. К тому же у некоторых компаний закрылись зарубежные рынки, поэтому им в любом случае нужен какой-то рынок сбыта, которым справедливо является страна, в которой это топливо добывается и производится.
— Следовательно, небольшую роль в остановке роста цен сыграл и рост конкуренции. Поэтому в апреле определённо не стоит ждать резких скачков в обе стороны. Наиболее вероятным видится сценарий, при котором цены останутся на нынешнем уровне, — считает Глеб Финкельштейн.
Нина Важдаева
По материалам: “Life”