Россиян ждет прощание с упаковкой
Старая формула успеха — не нужно выдавать нужду за добродетель. Именно она спровоцировала конфликт отцов и детей начала на излёте 2010-х годов — дети, они же хипстеры, преподносили в качестве добродетели то, что родители помнят как приметы нужды. Речь о так называемом осознанном потреблении — о привычке ходить в магазин со своей авоськой, покупать макароны и крупу на развес, сдавать бутылки из-под молока и пользоваться многоразовыми прокладками и подгузниками вместо новейших достижений промышленности.
Всё это казалось милой блажью прекрасной молодёжи, у которой нет проблем более насущных, чем заботы об экологии… ну-ну. Бойтесь своих желаний — они исполняются.
Сейчас, когда понятие «дефицит» перестало быть реалией давно минувшей дней, навыки хипстеров могут оказаться востребованными — но уже именно по нужде, а не ради добродетели. После того, как производители пакетированного молока и фруктовых соков заговорили о кризисе в производстве упаковок тетрапак (для них нужны импортные составляющие), в России заговорили об активном поиске альтернативных способов упаковки — вплоть до бидонов.
Как ранее заявила зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина, в России есть запас упаковки тетрапак, но небольшой — хватит на то время, пока производители не успеют переориентироваться на другого поставщика. Либо начнут использовать полиэтиленовые упаковки, разливать молоко и соки в пластиковые и стеклянные бутылки, расставлять «молокоматы». При этом эксперты подчеркивают: дефицит именно с упаковкой, а не с продуктами.
Его коллега — член комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Сергей Лисовский – в разговоре с корреспондентом «МК» отметил, что проблемы с упаковкой начались не сегодня, и теперь нужно будет выстроить производство по новым правилам.
— Дело в том, что мы плотно «подсели» на тетрапак, который не только уходит сейчас из России, но и всегда портил окружающую среду. Эти упаковки нельзя утилизировать, только сжигать, поскольку тетрапак трехслойный. Но все забыли про стеклянную тару, которая была раньше — хотя она многоразовая, и наладить её производство просто. Для производства стекла потребуется модернизировать все линии, но возможности такие у нас есть, — считает эксперт.
Лисовский отметил, что людей нужно мотивировать сдавать стеклянную тару — возможно, воскресить советскую практику, когда стоимость сдачи бутылки составляла солидный процент от стоимости покупки бутылки полной.
Менее оптимистично настроен Дмитрий Янин, председатель правления конфедерации обществ потребителей — в разговоре с корреспондентом «МК» эксперт подчеркнул, что снижения цен не стоит ждать ни при каком раскладе.
— Важно понимать: любое изменение в технологической цепочке — хоть на стадии производства, хоть перевозки — это дополнительные издержки. Даже если будут найдены иные решения, к которым привыкнет бизнес, потребителю молоко будет обходиться все дороже с каждым месяцем. Почему? Все просто. Преимущество тетрапака — надежность перевозки и удобство работы. Эта упаковка сохраняет молоко в течение многих недель. Аналогов нет. У торговли и транспортных компаний будет больше потерь, которые они будут закладывать в цены, — объяснил Янин.
По его словам, если бы предлагаемые сегодня решения — вроде установки «молокоматов» — были бы жизнеспособны, то до них додумались бы гораздо раньше, но увы: всё это менее удобно и более дорого для потребителя. Самое реальное — искать аналоги упаковки, которая могла бы сохранять продукт надолго. Ну, или перевоспитывать потребителя, постепенно приучая его к мысли, что молоко нужно покупать не на неделю впрок, а ежедневно — может быть, принося тот самый бидон от «молокомата».
В малых городах, возможно, такая практика многим знакома. Но и в Москве есть оазисы экологической ответственности, где такая тара не переставала быть актуальной — несколько магазинов, работающих по принципу «ноль отходов». Система работает довольно просто: каждый приходит со своей тарой — и в ней уносит товар. Если тары пока нет, то мешочки, баночки, контейнеры, бутылочки или пакетики можно приобрести там же, в магазине (за дополнительную плату, конечно). И после этого — вперёд! Растительное масло, молоко или сок в стеклянной бутылке — пожалуйста! Потом можно бутылку вымыть и прийти в магазин с пустой, чтоб в неё налили заново.
Правда, есть нюансы: молоко в таких магазинах сплошь растительное (подразумевается, что экологически ответственные граждане все как один веганы) — кокосовое, миндальное, соевое и т.д. И недешевое — вплоть до 500 рублей за литр.
Прочие цены также не радуют: за литр подсолнечного масла здесь попросят 370 рублей, в то время как в сетевом супермаркете масло в неэтичной пластиковой бутылке стоит всего-то 100-150 рублей. Тут всё прозрачно — стекло дороже пластика. Ну и ещё — понты, конечно: они дороже любых денег. Поэтому и толп клиентов пока нет.
— Не готова сказать, что к нам в последние дни стали ходить чаще. Постоянные клиенты остались, – рассказывает Алина, продавец такого магазина. – Что заметила: чаще стали брать кофе. У нас 100 грамм зёрен стоит 180 рублей, это выгоднее, чем кофе известных брендов. И ещё девочки чаще приходят за многоразовыми прокладками.
Последнее — яркая примета эпохи. Даже если через несколько недель всё вернётся на прежние рельсы, март 2022 года останется в истории как пик дефицита прокладок — такого же, каким был дефицит масок в апреле 2020 года. Он уже стал темой анекдотов — но, увы, не слишком смешных: ещё не вышли из фертильного возраста москвички, которые отлично помнят навыки по сооружению средств женской гигиены из ваты и марли. Именно они особенно яростно шипели на юных девиц, рассуждающих о преимуществах многоразовых прокладок — мол, это же совсем не сложно, ну, постирать… То же самое говорят о памперсах или даже специальных многоразовых хлопковых подушечках вместо ватных дисков.
При этом бытовую химию в розлив покупать начали ещё раньше — в некоторых супермаркетах появились автоматы, к которым можно подойти со своими бутылками и налить, сколько нужно. При такой системе полагается скидка — порядка 15% за каждый литр. Однако вопрос — в изначальной разнице цен. К примеру, в магазине «без упаковки» литр жидкости для мытья посуды — 220 рублей: не так уж мало (среди бюджетных брендов можно найти дешевле).
Очевидно, что Москве потребуется ещё минимум пара месяцев, чтобы полностью понять правила жизни в новых реалиях. И дойти до осознания той мысли, что поход за молоком со своей бутылкой — это не модный жест экологической ответственности (и молоко при этом не обязано быть веганско-кокосовым!), а исключительно вынужденная мера. Это даже логично — что было кокетливым баловством для хипстеров юных, то станет унылой повседневностью для хипстеров зрелых (напомним, этим словом принято называть россиян, рожденных с 1980 по 1995 годы).
Дарья Тюкова
По материалам: “Московский комсомолец”