P&G, Coca-Cola и PepsiCo хотят наказать за ажиотаж и дефицит
Применить меры административной и уголовной ответственности к Procter & Gamble, Coca-Cola и PepsiCo просят ФАС и Генпрокуратуру общественники и депутаты Госдумы. По их мнению, иностранный бизнес, завышая цены, провоцирует ажиотаж, дефицит товаров и разгон инфляции. Если будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства, ФАС незамедлительно примет меры реагирования, сказали «Известиям» в службе. Эксперты отчасти мнение общественников разделяют. При этом они считают, что России нужно самой активно вести работу по импортозамещению и развитию конкуренции.
На 74%
Как выяснили «Известия», ФАС и Генпрокуратуру просят проверить законность роста цен на товары транснациональных корпораций Procter & Gamble (P&G), Coca-Cola и PepsiCo. Такое обращение (есть у «Известий») в ведомства подготовил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. В нем сообщается, что указанный иностранный бизнес по ряду позиций умышленно повысил стоимость товаров больше чем вдвое.
«Западные страны во главе с США и ЕС не оставляют попыток дестабилизировать экономику России. Оставшиеся на российском потребительском рынке транснациональные корпорации с недавнего времени стали публично анонсировать существенное повышение цен на весь ассортимент своей продукции», — говорится в тексте обращения.
В пример общественник приводит компанию P&G. Ей принадлежат бренды стиральных порошков и моющих средств Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Mr. Proper, Pampers, Always, Discreet, Gillette, Head&Shoulders, Pantene, Blend-a-med, «Миф».
По его словам, компания объявила о повышении цен в среднем на 43%. В том числе на средства для уборки — на 74%, товары для красоты и здоровья — 67%, средства для бритья — 65%, по уходу за волосами — 63%, по уходу за полостью рта — 58%, товары для детской гигиены — 47%, средства для стирки — 30%, моющие средства — 26%.
Об аналогичном подорожании своей продукции для россиян заявила Coca-Cola. Она производит товары под брендами Coca-Cola Zero, Sprite, Fanta, Powerade, Schweppes, Burn, Black Monster, Rich, Pulpy, Innocent, Costa, «Добрый», «Моя семья» и др. Как отмечает Павлов в документе, стоимость газированных напитков увеличится на 15%, соков — на 19%, кофе — на 30%.
Не отстает и конкурент Coca-Cola — компания PepsiCo. Ее бренды Pepsi, Mirinda, Aqua Minerale, J7, Lipton, Lays, Cheetos, «Хрустteem», «Любимый», «Фруктовый», «Русский», «Вимм-Билль-Данн», «Домик в деревне», «Агуша», «Веселый молочник», «Чудо» и др. У этого производителя цены на газированные напитки, соки и снеки в среднем вырастут на 19%, на молочные продукты — на 13,7%.
Так же о повышении цен заявил кондитерский концерн Mondelez (бренды Mars, Snickers, Milky Way, Twix, Bounty, Oreo, Alpen Gold, Milka, Picnic, «Юбилейное», «Воздушный»). Он распространил информацию, что намерен поднять для россиян стоимость продукции на 10–20%.
«Примеры наглядные, но далеко не единственные. Полагаем, что такие действия нельзя считать законными и добросовестными. Многие подобные компании имеют в России преобладающие доли на соответствующих товарных рынках, само по себе установление и поддержание ими (возможно, в сговоре) высоких цен может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства», — отмечает общественник.
В случае подтверждения его слов он просит ФАС и Генпрокуратуру принять меры по пресечению незаконных действий, а виновных привлечь к административной и уголовной ответственности.
«Известия» направили запросы в российские представительства Procter & Gamble (P&G), Coca-Cola и PepsiCo с просьбой обосновать объявленный рост цен.
В пресс-службе Procter and Gamble в России повышение цен объяснили «Известиям» целым рядом факторов.
— В условиях текущего кризиса P&G продолжает обслуживать потребителей в России, предоставляя базовые товары повседневного спроса. В связи с нестабильной ситуацией на российском рынке, беспрецедентными трудностями в цепочке поставок, значительным удорожанием транспортных услуг, сырья и материалов для производства и влиянием курсов иностранных валют P&G корректирует отпускные цены для ритейлеров и дистрибуторов на ряд категорий, — пояснили «Известиям» в пресс-службе компании.
Там добавили, что установление цен в магазине всегда остается на усмотрение продавца, но информация о повышении цен для потребителей на 70% представляется крайне преувеличенной и безосновательной. Вместе с тем ранее СМИ также сообщали о подорожании продукции P&G, ссылаясь на письмо дистрибутора.
Ранее «Известия» писали, что компании Nestle и Unilever уведомили российских ритейлеров о подорожании своей продукции до 40% с апреля.
В пресс-службе ФАС «Известиям» сообщили, что обращение поступило и будет рассмотрено в установленные законом сроки. При выявлении нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно примет меры реагирования, уточнили в пресс-службе.
Также редакция обратилась в Генпрокуратуру на предмет проверки обращения общественной организации.
Вредительство
Зампред фракции «Единой России» Адальби Шхагошев считает, что обращение общественников заслуживает внимания и поддержки.
— Это обращение адекватное и объективное. Абсолютно очевидно, что мгновенный рост цен на виды товаров, указанных в письме, на 50–70% недопустим. Тут, безусловно, прослеживается картельный сговор. Очевидно, что именно сейчас, в такое сложное для российской экономики время, функционал ФАС и Генпрокуратуры востребован как никогда, — пояснил «Известиям» парламентарий.
По его словам, все структуры, которые ведут борьбу с картельными сговорами, должны быть максимально эффективными и бдительными, чтобы не допустить паники и ценового ажиотажа.
Глава комитета ГД по защите конкуренции, зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг также считает, что государство должно оперативно реагировать на такие прецеденты, однако одна ФАС рост цен не остановит.
— Безусловно, если происходит необоснованный рост цен, то государство должно вмешиваться. Но нельзя делать так, что мы назначим верхнюю цену, а дальше будь что будет. Это просто приведет к тому, что эти товары исчезнут. Поэтому, если мы беремся за регулирование цен, то это нужно делать по всей технологической цепочке производства, — заявил он «Известиям».
При этом он отметил, что если речь идет исключительно об иностранном товаре, то тут контролировать цены сложнее.
— В этом случае нужно бороться за снижение курса доллара к рублю, а также за то, чтобы внутрироссийские цены на сырьевые товары были ниже, чем за границей. Ведь иностранные компании в каждой стране устанавливают разные цены, — полагает депутат.
Первый зампред комитета ГД по экономической политике, член фракции КПРФ Николай Арефьев согласен с Олегом Павловым и считает такое повышение цен издевательством.
— Видимо, им их правительства приказали вредить нам как можно больше. Конечно, они должны повысить цены из-за инфляции и роста доллара, но не на 50–70%. А они ведь что хотят, то и делают, — заявил «Известиям» депутат.
По его словам, сегодня в Госдуме лежит законопроект о государственном регулировании цен, если он будет принят, то это поможет исправить ситуацию.
Экономист Петр Коловангин считает такое повышение цен продолжением санкционного давления.
— Это солидарная позиция западных компаний, которая не имеет экономического обоснования. Цены должны и могут расти только в том случае, когда растут затраты. Но ни одна из этих компаний не предоставила обоснования роста цен по затратам. Если они не представят калькуляции цены, то это можно расценивать как необоснованное обогащение, — пояснил он «Известиям».
По его мнению, проверки такого роста цен со стороны ФАС и Генпрокуратуры просто необходимы.
Политтехнолог Александр Твердов полагает: если иностранный бизнес накажут штрафами, то это в целом не исправит ситуацию с высокими ценами. По его мнению, государству сегодня необходимо активнее вести работу по импортозамещению этих товаров на российском рынке, а также сильнее стимулировать отечественный бизнес к открытию новых производств.
Наталья Башлыкова
По материалам: “Известия”