Путин и шапка Мономаха

Владимир ПРОХВАТИЛОВ комментирует «прямую линию» Владимира Путина.

675

…«— Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже Ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики!

Государыня засмеялась. Придворные засмеялись тоже. Потемкин и хмурился и улыбался вместе. Запорожцы начали толкать под руку кузнеца, думая, не с ума ли он сошел.

— Встань! — сказала ласково государыня. — Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие!»

Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством.

Наша справка: черевички в переводе с украинского – туфельки.

Президент России Владимир Путин вчера  в полдень провел ставшую традиционной  “прямую линию”. Ему поступило свыше 2,5 миллионов вопросов – 1,8 млн звонков и 350 тысяч смс-сообщений. В течение почти четырех часов он ответил на 85 из них.

Понятно, что главными темами были Крым и Севастополь. Сенсацией можно назвать то, что Путин признал участие «вежливых зеленых человечков», то есть российских военных в событиях в Крыму. По  его словам, они  обеспечивали нормальное проведение референдума:

«В разговорах со своими иностранными коллегами я не скрывал, что наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан, поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сегодня развиваются в юго-восточной части Украины, чтобы не было танков, боевых подразделений националистов и людей с крайними взглядами, хорошо вооруженных автоматическим оружием. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие, и действовали они очень корректно, но решительно и профессионально».

Насчет наличия российских войск на Украине  он сказал, как отрезал: «чушь все это». А по поводу их возможного ввода  посоветовал не впадать в эйфорию, хотя право, дарованное Советом Федерации у него остается:

«Я напоминаю, что Совет Федерации России предоставил президенту право использовать вооруженные силы на Украине. Очень надеюсь на то, что мне не придется воспользоваться этим правом, что политико-дипломатическими средствами нам удастся решить все острые, если не сказать острейшие, проблемы сегодняшнего дня Украины».

Путин четко указал, что нужно сделать в первую очередь –  разоружить незаконные вооруженные формирования и  вернуть армию в казармы:

«Сейчас мы слышим призывы к тому, чтобы люди на юго-востоке сложили оружие. Но я своим партнерам говорю: это правильный, замечательный призыв. Но тогда армию оттащите от гражданского населения.

…Совсем с ума сошли?! Танки, бронетранспортеры, пушки тянут! Против кого пушки-то тянут? Совсем обалдели что ли?! Системы залпового огня, самолеты летают боевые, “Сушки” летают! Совсем сбрендили что ли?!..

Подходят вооруженные отряды националистов. Хорошо, даже предположим армия отойдет. А отряды националистов почему до сих пор не разоружили?! А потом скажут, что мы ничего с этим не можем поделать. Так как можно заставить людей на востоке  сложить оружие. Тем более, что на их сторону переходят и бойцы “Беркута”, сотрудники министерства внутренних дел, даже некоторых воинских формирований».

Это ключевые слова. И если их сопоставить с неоднозначными итогами  четырехсторонних переговоров в Женеве, то напрашивается вывод, что ситуация на Украине отнюдь не стабилизировалась.

Напомним, что вчера в Женеве  была предпринята  предприняли  первую попытка найти дипломатическое  решение украинского кризиса. В ходе семичасовых(!) переговоров  в формате 3+1 (РФ, США, ЕС и Украина) было согласовано заявление по деэскалации  кризиса. Его ключевое положение — незаконные формирования с обеих сторон конфликта должны разоружиться и освободить незаконно занятые здания, а власти в Киеве должны «немедленно начать широкий национальный диалог». При этом российский представитель  Сергей Лавров предупредил, что изменение внеблокового статуса Украины подорвет усилия по урегулированию кризиса.

Что означает это заявление Лаврова? Означает оно то, что Россия постарается сделать так, чтобы  Новороссия (это слово впервые прозвучало из уст российского президента именно вчера на прямой линии) не осталась беззащитной ни при каких обстоятельствах и тем самым обеспечила России возможность «подорвать» четырехсторонние  усилия. Фактически это угроза. Но тут я солидарен с Лавровым – Запад понимает только язык силы. Кстати, то же самое говорят на Западе о России. Скорее всего, и те и другие правы. А поэтому тексты  любых дипломатических договоренностей по Украине придется читать между строк. Тем более, что из Киева мгновенно заявили, что украинская армия никуда из юго-восточных регионов не уйдет.

Так что цена  женевского консенсуса невелика, и это еще мягко выражаясь.

Думается, что в самом ближайшем будущем одна из четырех  переговаривавшихся сторон (я даже знаю, какая)  заявит о нарушении женевской «конвенции» другой стороной( нетрудно догадаться, какой) и вновь начнет водить свою бронетехнику по юго-восточному чернозему, а вылезшие из своих шахт донецкие хлопцы будут ее отгонять, употребляя неконвенциональную  лексику.

Вот и все, что я бы хотел сказать по поводу достигнутых в Женеве  соглашений. Надеюсь, что они стоят чуть дороже бумаги, на которой начертаны.

Вернемся же к прямой линии российского президента. Внутрироссийские вопросы и ответы были, скажем так, забавными. Потешная Хакамада, увенчавшая Путина лаврами победителя, сердитый Ремчуков, заступившийся за российские СМИ (спасибо, Константин!), вальяжный  фантаст Лукьяненко, по просьбе Путина снявший запрет на распространение своих боевиков на Украине, сестра своего брата Ирина Прохорова, замолвившая слово за «мозг нации»… Это все, как говорят наши враги, сурковская пропаганда.

А вот разговор Путина с офицером «Беркута» – это серьезно.

Он сказал, что бойцов “Беркута”, выполнявших приказ власти, нельзя ни унижать, ни шельмовать, потому что они исполняли свой долг по защите государства:

«Это вызывает безусловное уважение.  Но в конечном итоге, то, что с вами произошло, и то, как поступают с вашими коллегами сейчас в Киеве – это аукнется для самого украинского государства. Потому что нельзя ни унижать, ни ставить на колени бойцов, которые защищают интересы государства, ни шельмовать их, не лишать их медицинской помощи, когда они находятся в госпитале».

Путин отметил, что ему известно о том, что сотрудников “Беркута” находящихся в больнице перестали кормить:

 «На наши неоднократные обращения к киевским властям, что мы готовы принять всех, мы не получаем никакого ответа. Но если так государство относится к людям, которые честно и достойно исполняют свой долг, то вряд ли это государство может рассчитывать, что кто-то другой будет действовать аналогичным образом в будущем. Собственно говоря, это мы сейчас и наблюдаем. В конечном итоге, я думаю, люди осознают, как профессионально вы исполняли приказ, и скажут вам спасибо».

Эти слова Путина – скрытый, но вполне читаемый между строк мессидж  не только «Беркуту», но и  киевской «владе». Что-то мне подсказывает, что украинские силовики  эти слова не забудут.

Прямая линия тем временем не стояла на месте. И когда дело дошло до прямого включения далекого нанайского села Бельго, до разговора Путина с «автовладельцем»  Андреем, мне вспомнился кузнец  Вакула, простодушно попросивший у Екатерины Великой золотые туфельки-черевички. В обоих случаях просьба верноподданных была  исполнена. Вакула вернулся в родную Диканьку с подарком для своей суженой, а жителям Бельго  построят дорогу и проведут газ. Любой правитель, если желает быть успешным, должен  время от времени выполнять просьбы своих простодушных, но верных подданных. И ничего плохого я в этом не вижу. Не сидеть же  пострадавшим от наводнения бельговцам(или бельгийцам?) без  дороги  и без газа. Им и дома –то начали строить всего неделю назад.

Не  было на прямой линии серьезного разговора  о необходимости коренных реформ в экономике, но этого и нельзя было ожидать. Внешнеполитический мейнстрим доминировал, а внутрироссийские вопросы и ответы служили для аранжировки, так сказать.

Запомнились искренние слова Владимира Путина насчет тяжести шапки Мономаха. Сказано было в адрес Виктора  Януковича, но надо думать, что и самому Путину приходится не легче. Только  он не боится жестких решений, хотя и отклонил предложение «расстреливать воров». Будем надеяться, что давно назревшие меры по оживлению российской экономики не будут отложены в долгий ящик. Хочется верить, что в команде российского президента, имевшего в прошлом по его собственному выражению  «отношение к разведке», найдутся «вежливые люди» с экономическим уклоном.

Владимир ПРОХВАТИЛОВ,

президент Фонда реальной политики (Realpolitik),

эксперт Академии военных наук

Ранее

Участники встречи в Женеве согласились отказаться от запугиваний и провокаций

Далее

Минобразования предлагает искать признаки терактов на персональных страницах учащихся и преподавателей

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru