Свято место пусто не бывает

Какими самолётами Россия заменит “Боинг” и “Эйрбас”

pixabay.com

22 марта глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что серийное производство импортозамещённого МС-21 планируют начать с 2024 года. Этот самолёт, а также другие пассажирские авиалайнеры в ближайшем будущем будут выполнять как внутренние, так и международные рейсы.

Импортозамещение в России в условиях санкций

Несмотря на давление со стороны США и стран Запада, будет неправильно сказать, что именно события текущего года подтолкнули отечественного производителя гражданских самолётов к импортозамещению. В нулевые годы началось возрождение российского авиапрома, и разработанный с нуля среднемагистральный МС-21, детище корпорации “Иркут” и ОКБ Яковлева, стал квинтэссенцией процесса, олицетворением ренессанса гражданской авиации. По состоянию на 11 марта 2022 года в реестре воздушных судов зарегистрировано 9163 самолёта. Из-за санкций Запада Россия потеряла около 10% иностранных самолётов, некоторые из них были задержаны из-за требований лизинговых компаний. Ранее, как сообщают российские СМИ, Брюссель наложил запрет на продажу самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям.

По мнению экспертов, авиационная промышленность относится к тем отраслям российской экономики, которые находятся на передовом уровне. Здесь больше проседала не инженерная, а маркетинговая часть, что вполне поправимо. И новейшие пассажирские авиалайнеры лишнее тому подтверждение. Авиационный инженер Дмитрий Корниленко отмечает, что все работы по “Суперджетам” и МС-21 в ближайшее время будут ускорены, поскольку эти самолёты внезапно оказались единственным шансом на спасение для авиакомпаний.

Сомнения в добросовестности зарубежных партнёров были по большому счёту всегда. Когда закрутилась история вокруг композитного крыла, стало очевидно, что нужно действовать быстро. С производством разобрались достаточно оперативно. Примерно тогда же стало понятно, что остальные компоненты в случае необходимости можно будет заместить. В принципе, у нас сейчас практически полностью отечественный самолёт, если не брать какие-то мелочи. Да, есть ещё вопросы, которые нужно проработать, но в целом у нас никаких проблем не возникнет. — Дмитрий Корниленко, Авиационный инженер.

МС-21

МС-21. Фото © Wikipedia

Первой компанией, куда должны поставить МС-21, станет “Россия”, входящая в состав “Аэрофлота”. Также в покупке МС-21 заинтересованы “Газпромавиа”, “Якутия”, “Ямал”, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и другие игроки на этом рынке. МС-21 оснащён российскими двигателями ПД-14 поколения 5 и 5+. У него самый широкий фюзеляж в своём классе, что обеспечивает повышенный комфорт и сокращение времени посадки и высадки пассажиров. Крыло выполнено из полимерных композитных материалов. Самолётов с таким крылом в мире всего три: Bombardier CSeries, Airbus 350 XWB, Boeing 787 Dreamliner. Стартовая цена МС-21 на десять миллионов долларов ниже, чем у зарубежных конкурентов из данной коммерческой ниши.

В конце прошлого года Михаил Мишустин выделил 61 миллиард рублей на проект, включая импортозамещение комплектующих, производство, послепродажное обслуживание. Реализация такого проекта стимулирует также к созданию и модернизации производственных площадок, к открытию тысяч рабочих мест в отрасли, к возвращению престижа инженерным профессиям, к созданию мультипликационного эффекта в смежных отраслях. До конца года в подконтрольную эксплуатацию будет поставлено два МС-21. По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, полное производство импортозамещённого МС-24 начнётся в 2024 году.

Superjet 100 и Superjet New — импортозамещение на всю катушку

Superjet 100. Фото © Wikipedia

Два “Суперджета” — SSJ 100 и SSJ New — это машины, созданные как раз для конкуренции с зарубежными авиалайнерами. “Суперджет” считается одним из тех самолётов, которые, несмотря на проблемы с логистикой и обслуживанием, показали себя не хуже зарубежных аналогов. К настоящему моменту выпущено около 200 бортов этого типа. Выкатка опытного самолёта SSJ New, работа над которым началась в 2018 году, назначена на 2023 год. В этом же году эксперты ожидают появления сертификата типа — основного документа, разрешающего эксплуатацию самолёта. Доля российских комплектующих в самолёте прогнозируется на уровне 97%.

Ил-96-400

Ил-96-400. Фото © ТАСС / Марина Лысцева

По данным Минпромторга, в настоящий момент завершается модернизация модели Ил-96, стартовавшая в 2016 году. Машина, разработанная на закате СССР и выпускавшаяся с 1987 года в Воронеже, в перспективе может получить пакет обновлений, благодаря которым использование самолёта станет проще и дешевле. Ранее лётный директор Внуковских авиалиний Юрий Сытник отмечал, что после модернизации Ил-96 сможет составить конкуренцию “Боингам” и “Эйрбасам”. В ходе последнего обновления Ил-96-400 была сохранена в первозданном виде концептуальная разработка данного судна, в остальном оно претерпело изменения: обновлена авионика, произведено удлинение фюзеляжа. В 2021 году некоторые специалисты высказывали мнение, что Ил-96-400М не будет производиться серийно, однако в текущих обстоятельствах производство этого самолёта может решить целый ряд проблем. Серийное производство машины, по предварительным данным, запланировано на 2024 год.

Ту-214

Ту-214. Фото © ПАО “Туполев”

Один из самых надёжных самолётов в мире много лет выпускается на Казанском авиационном заводе. Согласно данным из открытых источников, в России выпущено 30 экземпляров различных модификаций. Ранее эти воздушные суда выпускались малыми сериями по спецзаказам, однако теперь Ту-214, судя по всему, ожидает перерождение.

По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в настоящее время всё идёт к наращиванию темпа производства Ту-214 — до десяти единиц в год. В этом самолёте минимум иностранных деталей, уже к 2023 году их удастся заместить отечественными аналогами, ни в чём не уступающими зарубежным комплектующим.

Китайский CR929

CR929. Фото © Commercial Aircraft Corporation of China,Ltd.

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт — детище китайской Comac и российской ОАК. За Россией большинство технологических решений, но выпускаться машина будет на китайских производственных площадках. По характеристикам CR929 похож на МС-21 по вместимости, широким рядам между креслами и большому пространству для ног даже в экономклассе. Рассчитан на самые продолжительные рейсы при полном комфорте для пассажиров.

В сентябре прошлого года говорилось, что на самолёт могут поставить ПД-35 — самые мощные российские двигатели, проектируемые в настоящее время. И теперь это стало насущной необходимостью. К тому же эксперты отмечали, что CR929 превосходит “Боинги” и “Эйрбасы” по техническим характеристикам и является более экономичным по ряду показателей: удельный расход топлива, крейсерская скорость и многое другое. Поставки серийных самолётов ориентировочно были запланированы на 2026–2027 годы, но с учётом того, как американские и европейские производители ведут себя с зарубежными покупателями техники, работы над CR929 могут быть форсированы.

Ил-114

Ил-114. Фото © Wikipedia

Нагрузку с региональных авиалиний может снять Ил-114 — самолёт, проектирование которого уже закончено, а испытания находятся на завершающей стадии. Это не самый простой проект. Первый полёт возобновлённого полностью российского Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года, а теперь, когда авиакомпаниям требуется недорогой самолёт, способный летать в самых сложных условиях, Ил-114 может вывести авиакомпании из-под зависимости от “Боингов” и “Эйрбасов”.

Сергей Андреев

По материалам: “Life”

Ранее

«Макдональдс» создал конфликт на многомиллиардном рынке Екатеринбурга

Далее

Изменится порядок начисления налогов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru