Газоотбор

Пытаясь вывести немецкие активы, «Газпром» подвёл их под национализацию

pixabay.com

В начале месяца газовый концерн провернул сделку, которая должна была защитить его европейские активы от национализации. Но получилось так, что переход контроля над Gazprom Germania GmbH к неизвестному на рынке АО «Палмэри» из Москвы, наоборот, как будто бы только ускорил этот процесс. Сейчас Германия отказывается платить за газ в рублях, а «Газпром» перестал заполнять хранилища. Понятно, что обе стороны заинтересованы в завершении этого противостояния.

Как вышло, что у немцев появился такой весомый аргумент в переговорах?

Компания Gazprom Germania GmbH, которая до 1 апреля на 100% принадлежала российскому «Газпрому», перешла под контроль властей ФРГ. И хотя речь пока идёт не о национализации, а о внешнем управлении, компания уже утратила возможность свободно распоряжаться своими активами. Назначать членов правления бывшей газпромовской «внучки» и давать им указания отныне будет Федеральное сетевое агентство (BNetzA). А дальше огромное газовое хозяйство в Германии, Австрии и Чехии может быть пущено с молотка.

Можно ли было избежать такого развития событий? В нынешней обстановке вряд ли. Но действия «Газпрома» точно не улучшили ситуацию. Министр экономики Роберт Хабек в минувший понедельник заявил, что причиной внешнего управления в Gazprom Germania GmbH стали «неясные правоотношения» и «нарушения требований к отчётности».

31 марта российский газовый гигант вышел из капитала своей немецкой «внучки», передав её пока на неясных условиях АО «Палмэри» – никому не известной фирме из Москвы. При этом, если верить сообщениям немецких СМИ, новый владелец собирался ликвидировать Gazprom Germania GmbH, по всей видимости, распределив её активы между другими юридическими лицами. Понятное дело, что немцы сделку с «Палмэри» не согласовали и соответственно не признали. Европейские газовые активы стоимостью десятки миллиардов евро как будто выпали у этой компании из рук.

«Наша Версия» не раз писала о том, что при бессменном председателе Алексее Миллере «Газпром» оброс огромным числом дочерних фирм и структурных подразделений, деятельность которых и в России часто вызывает вопросы. Вспомнить хотя бы ООО «Газпром инвест» и историю с 1,7 млрд рублей, потраченными на «пропавший» 40-километровый газопровод Санкт-Петербург – Приозёрск. Однако про «Палмэри» мы раньше ничего не слышали. Откуда взялась эта организация?

Диджей и физрук

До 31 марта 2022 года цепочка собственников Gazprom Germania GmbH выглядела следующим образом: 100% немецкой компании принадлежало российскому ООО «Газпром экспорт бизнес-сервисы», которым также на 100% владело ООО «Газпром экспорт» – дочерняя структура ПАО «Газпром». Промежуточные два звена в этой цепи сейчас отсутствуют.

5 апреля ООО «Газпром экспорт бизнес-сервисы» было пере­именовано в ООО «Палмэри бизнес-сервисы», его единственным учредителем с долей 0,1% стало АО «Палмэри». Оставшаяся часть капитала сменившей название фирмы, насколько можно понять, принадлежит ей самой.

Также в апреле руководителем ООО «Палмэр бизнес-сервисы» стала некая Анна Николаевна Кирнина, сменившая на этом посту газпромовского менеджера Геннадия Рындина. АО «Палмэри», созданное всего лишь в октябре 2021 года, возглавляет некто Дмитрий Владимирович Цепляев.

В публичном доступе нам не удалось найти какой-либо информации о госпоже Кирниной, кроме того, что в 2014 году женщина с аналогичными ФИО работала инструктором по физической культуре в детском саду № 96 в Красногвардейском районе Петербурга. Информации о Дмитрии Цепляева в Сети также немного. По данным ряда СМИ, он работает диджеем и занимается тюнингом автомобилей. Мы не знаем, насколько это соответствует действительности. Однако факт остаётся фактом: за целую неделю тревожных событий вокруг активов российского газового концерна в Европе Анна Кирнина и Дмитрий Цепляев никак себя в пуб­личном поле не проявили.

Подготовка к распродаже

Немецкий регулятор заявил, что внешнее управление в Gazprom Germania GmbH будет действовать как минимум до 30 сентября 2022 года. О своих дальнейших планах власти ФРГ официально не сообщают. По данным западных информ­агентств, в Берлине уже занялись поисками покупателей на европейские активы «Газпрома» и даже готовы предоставить им государственные гарантии государственного банка развития KfW IPEX-Bank. Если покупатели не будут найдены, власти Германии не исключают национализации бывших предприятий «Газпрома».

Немецкие СМИ подчёркивают, что Gazpom Germania GmbH и её многочисленные дочерние структуры играют решающую роль в газоснабжении страны. В числе прочего ей принадлежит 100% газового трейдера Wingas GmbH и 100% Astora GmbH. Последняя из перечисленных является одним из крупнейших операторов подземных газовых хранилищ на территории Евросоюза. Именно через неё «Газпром» контролировал ПХГ «Реден», «Хайдах», «Йемгум» и «Этцель» в Германии, а также ПХГ «Бергермеер» в Нидерландах. Суммарная мощность этих хранилищ достигает 10 млрд кубометров газа – примерно 10% объёмов хранилищ на территории ЕС и Великобритании.

Также в периметр Gazprom Germania GmbH входят швейцарская Gazprom Schweiz AG, британская Gazprom Marketing & Trading, чешская Vemex S.R.O. Перешедшая под внешнее управление компания также владеет 49,98% акций Gascade Gastransport GmbH, которая управляет сетью газопроводов протяжённостью 3200 километров. Оставшаяся доля в операторе трубопроводов принадлежит немецкому гиганту Wintershall Dea.

«Необратимый ущерб»

В случае если европейские активы «Газпрома» будут пущены с молотка, именно Wintershall может оказаться в числе главных претендентов на их покупку. Крупнейшим владельцем этой компании является химический холдинг BASF – один из крупнейших промышленных потребителей газа в Германии. Правда, здесь есть важный нюанс.

Внешнее управление в Gazprom Germania GmbH не способно повлиять на заполнение подземных газовых хранилищ, запасы топлива в которых стремятся к нулю. В частности, 5 апреля стало известно, что «Газпром» прекратил отбор и закачку газа в ПХГ «Реден», через пару дней немецкие издания сообщили, что хранилище заполнено менее чем на 1%. При этом, по оценкам аналитиков, в случае проблем с поставками российского топлива BASF придётся сократить или полностью остановить производство в Людвигсхафене, крупнейшем химическом комплексе в мире. Если это произойдёт, под угрозой остановки окажутся производства в целом ряде других отраслей – от текстильной промышленности до автомобильной. Аналогичные сценарии существуют для сталелитейной промышленности, стекольного и керамического секторов. Только для производства около 40 млн тонн стали в Германии ежегодно используется 2,1 млрд кубометров природного газа.

Глава BASF Мартин Брудермюллер уже заявил, что прекращение поставок газа может разрушить «наше процветание», что, по его мнению, нанесёт Германии «необратимый ущерб» и станет худшим кризисом со времён окончания Второй мировой войны. Он также отметил, что отказ от российского газа – это переход, который займёт четыре-пять лет, а не четыре-пять недель. «Недостаточно того, что мы все сейчас уменьшим отопление на два градуса», – предупредил топ-менеджер.

Ситуация выглядит так, что к концу первой недели апреля в цугцванг попали обе стороны противостояния вокруг поставок российского газа в Европу. Причём совершенно ясно, что начало этому конфликту было положено до начала российской спецоперации на Украине – он начался вместе с резким взлётом биржевых цен на газ минувшей осенью. Введённые весной антироссийские санкции, в частности приостановка валютных операций российских банков, лишь усугубили ситуацию. Платежи в евро не проходят, но Европа не готова платить в рублях, а «Газпром» осознаёт, что, закачав в ПХГ газ без оплаты, он может лишиться его, как ЦБ РФ лишился части золотовалютных резервов.

В ближайшие недели мы увидим, смогут ли Россия и европейские страны договориться об оплате поставок газа в руб­лях через счета в Газпромбанке, как это уже предложила делать Москва. Однако на вопрос о принадлежности активов Gazprom Germania GmbH этот компромисс вряд ли повлияет. Вопрос о том, что в реальности скрывалось за абсолютно бессмысленной с виду сделкой между «Газпром экспортом» и АО «Палмэри», также не должен остаться без ответа.

Конкретно

В «Газпроме» не разъяснили, каким образом компания вышла из своих европейских активов. И хотя в Германии считают сделку недействительной, в российской юрисдикции она может восприниматься как состоявшаяся. В таком случае, кто профинансировал якобы продажу Gazprom Germania существующему меньше года АО «Палмэри»? О какой сумме идёт речь и какой госбанк мог предоставить подобный кредит никому не известной фирме? И самое главное: не пытаются ли скрыть скелеты отдельных менеджеров в этой сделке?

Алексей Привалов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Международному массмаркету конец?

Далее

Кануть в сторис

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru