В декабре 1952 года на Тихоокеанском флоте во время учений пропала подводная лодка С-117
Бывает, что подводные лодки исчезают в мирное время. Такие потери несут флоты многих стран. Иногда определить причину гибели субмарины не представляется возможным. О таком случае – исчезновении и гибели советской подводной лодки С-117 – мы расскажем в этой статье.
Щ-117
Щ-117 – средняя дизель-электрическая подводная лодка серии V-бис семейства «Щука». Она была заложена в 1932 году на заводе №189 (ныне «Балтийский завод») в Ленинграде. В 1933 году субмарину в разобранном виде доставили во Владивосток, где на заводе №202 (ныне «Дальзавод») произведи её сборку. В 1934 году лодка вошла в строй Тихоокеанского флота. Тогда было принято кроме цифробуквенного обозначения давать подводным лодкам имена собственные. Поэтому в 1934 году лодка носила название Щ-117 «Макрель». В дальнейшем название подводным лодкам отменили, и субмарина стала просто Щ-117.
Поход на максимальную автономность
В довоенное время лодка прославилась своим походом на предельную автономность. Тихий океан, по условиям плавания, сильно отличался от Балтийского и Черного морей. Командованию флота была необходима информация, какова автономность средних подводных лодок при плавании в штормовых условиях Тихого океана. Считалось, что лодки типа Щ могут непрерывно находиться в море 20 суток. Задачу на поход с максимальной автономностью экипажу ставил лично нарком обороны Ворошилов. Экипаж Щ-117, под командованием капитан-лейтенанта Николая Египко, был в походе 40 суток, перекрыв в два раза норматив командования флота. За это время было пройдено 3 022 морские мили, из них 315 миль под водой. За этот поход весь экипаж подводной лодки был награжден орденами. Командир лодки Египко был награжден орденом Ленина, а весь экипаж – орденами Красной Звезды. Так Щ-117 стал первым и единственным боевым кораблем в СССР и современной России с полностью орденоносным экипажем.
Лодка сменила место базирования – из Владивостока она перешла в Советскую Гавань. Во время войны с Японией, лодка совершила один боевой поход. Потопленных кораблей за время похода не было. В 1949 году командование ВМФ СССР приняло решение о новой классификации подводных лодок. Все лодки стали делить на большие, средние и малые, с соответствующим изменением названия. Так Щ-117, будучи средней подводной лодкой, стала С-117.
Последний поход
После войны лодка оставалась активной боевой единицей флота. В 1950 году С-117 прошла капитальный ремонт с заменой дизелей, а в 1951 году был проведен гарантийно-текущий ремонт субмарины. В начале 50-х годов лодка уже сильно устарела, но все планы боевой подготовки выполняла успешно. Так, в 1952 году С-117 имела 72 ходовых суток и более двухсот погружений и всплытий. В ноябре 1952 года лодка прошла докование во Владивостоке. Командиром С-117 был капитан 2 ранга В.А. Красников, прошедший Великую Отечественную войну, подводник с 11-летним стажем.
14 декабря 1952 года в 90-й бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота начались плановые учения. Отрабатывались совместный удар двух групп подводных лодок – всего 6 субмарин. Особенностью этих учений было то, что одна из лодок должна была выполнить роль разведчика и наводить остальные субмарины на заранее разведанную цель. Эту роль должна была исполнить С-117. Лодка должна была выйти из базы раньше, найти учебную цель и навести на неё две группы подводных лодок.
14 декабря в 11-00 по местному времени С-117 отошла от своего причала в Советской Гавани. Спустя три часа в море вышли три «малютки» (первая тактическая группа), а в 23-00 по местному времени, две «щуки» – вторая тактическая группа. Обе группы направились в Татарский пролив, где должны были ожидать подхода кораблей «противника» и наведения на него от С-117. «Противником» выступил корабль-цель ЦЛ-27, вышедший из Холмска. Это был разоруженный японский эсминец «Kiji» (тип «Отори»). Он достался СССР по репарации. Первое время «Kiji» был эсминцем «Внимательный», но очень скоро из-за плохого технического состояния корабль переклассифицировали в корабль-цель ЦЛ-27. С-117 должна была обнаружить ЦЛ-27 при выходе из Холмска и передать его координаты всем подводным лодкам, принимавшим участие в учении. Потом лодка контролировала все выходящие из порта суда. Поддержку в поиске ЦЛ-27 подводникам оказывали летчики 8-го разведывательного полка морской авиации Тихоокеанского флота.
Момент, который в дальнейшем мог сыграть важную роль. В 20-15 по местному времени оперативный дежурный штаба флота сообщил на все корабли и суда в районе учений об обнаружении в районе порта Холмск сорванной плавающей якорной мины. Дрейфующую мину заметил береговой пост Службы наблюдения и связи – СНиС. Поскольку тральщики не могли выйти из Корсакова и Советской Гавани из-за сложной ледовой обстановки, сорванную мину стал искать ЦЛ-27.
В 03-15 командир С-117 в радиограмме сообщил, что один из дизелей вышел из строя. Лодка продолжала выполнять задачу при работе одного дизеля.
По плану учения, ЦЛ-27 должен быть выйти из Холмска в 17-00 по местному времени. Штаб ожидал сообщения об его обнаружении С-117, но лодка молчала. Первоначально особой тревоги это не вызвало. Лодка могла просто не найти корабль-цель, или на ней могла выйти из строя радиоаппаратура, или оборваться антенна. В 19-00 берег потребовал от С-117 сообщить свои координаты. Лодка молчала.
Поисковая операция
В 00-30 командующий флотом вице-адмирал Холостяков распорядился прекратить учения. ЦЛ-27 приказали идти к Холмску на поиск С-117. Из Советской Гавани всё-таки вышли тральщики ТЩ-524 и ТЩ-588. Они с помощью придонных тралов стали исследовать район возможного нахождения лодки. К поискам подключились эсминец «Верткий», спасательное судно «Золотой» и подводные лодки С-119 и С-120. К 22 декабря к поисковой группе добавились спасатель «Тетюхе» и ещё 2 тральщика. С воздуха поиск вели два самолета. Местные рыбаки тоже подключились к поиску С-117.
Государственная комиссия рассматривала несколько версий.
– Отказ дизелей в условиях шторма. Была радиограмма о поломке одного из дизелей. Правда, в последнем сеансе связи с С-117 подводники сообщили, что дизель отремонтировали.
– Подрыв на обнаруженной плавучей мине. Но при расчетном нахождении лодки в 500 метрах от берега никто не видел и не слышал звука взрыва, и никаких обломков с С-117 на берегу обнаружено не было.
– Столкновение с надводным судном.
– Совсем фантастическая версия. С-117 могла потопить американская подводная лодка.
Из четырех версий наиболее правдоподобной выглядела версия столкновения с надводным судном. Командир Южно-Сахалинской военно-морской базы получил приказ осмотреть все суда, прибывшие в порт Холмска или находившиеся в районе порта. Осматривались все суда (в том числе и водолазами), которые прибывали из района Холмска во Владивосток, Корсаков и Находку. Пограничники осмотрели все западное побережье острова Сахалин. Никаких предметов с С-117 обнаружено не было. По штабным расчётам, лодка должна была находиться в 43 милях от порта Холмск. В этом месте глубины составляют около 1 000 метров. Ближе к берегу, глубина уменьшалась до 100 – 500 метров. Холостякова, Родионова и Прокофьева вызвали в Москву для разбирательства. Вел заседание, которое длилось восемь часов, Председатель Совета министров Маленков. Сталин отсутствовал, Берия присутствовал на начале слушания, но потом уехал. В действиях флотского руководства криминала не нашли, но командира бригады Прокофьева после возвращения свалил инфаркт.
Версия
При проверке судов, которые проходили в районе гибели лодки, обратили внимание на теплоход «Горнозаводск». Это был не обычный сухогруз. На нём перевозили заключенных на Колыму.
Прибывшие водолазы и следователи обнаружили у судна повреждения корпуса. Что настораживало. По прибытии теплохода в Магадан весь экипаж был списан на берег. Допросить следователям было практически некого. Капитан, механик и боцман путались в показаниях. Был еще один момент, который обращал на себя внимание. Палубное оборудование (спасательные шлюпки) не были закреплены «по-походному». Складывалось впечатление, что «Горнозаводск» останавливался, и проводил какие-то работы в море. Это выглядело очень странно. Теплоход перевозил заключенных, на борту находился вооруженный конвой. Для чего такому теплоходу останавливаться и спускать на воду спасательную шлюпку? Кроме этого, отсутствовал один штатный спасательный круг. Следователи предположили, что в тумане произошло столкновение «Горнозаводска» и С-117, идущей в надводном положении. После удара лодка затонула. Экипаж теплохода попытался спасти подводников. Но судя по всему, никто не выплыл, или их не заметили в тумане. Дело в том, что при движении в надводном положении на мостике подводной лодки находится вахтенный офицер и сигнальщик. Иногда, с разрешения командира субмарины, наверх выходят подышать или покурить. Вот этих нескольких человек можно было спасти. Остальной экипаж наверняка погиб внутри лодки.
Теплоход и подводная лодка принадлежали разным ведомствам. ВМФ не стал вступать в конфликт с НКВД-МВД. Косвенно эта версия подтверждается тем, что, несмотря на то, что погибшие подводники числились не погибшими, а пропавшими без вести (пенсии членам семьи полагались только погибшим), всем членам семей погибших подводников назначили пенсии, а семьи погибших офицеров могли выбрать любой город в европейской части страны для переезда и постоянного проживания. Для СССР 1952 года такое решение было знаковым – подводники не виноваты.
Заключение
Официально выводы комиссии говорят, что курсы теплохода и субмарины с большой вероятностью могли пересечься. Погиб весь экипаж С-117 – 52 подводника, из них 12 офицеров. Поиск подводной лодки продолжался и в 1953 году, но безрезультатно. Место гибели лодки до сих пор неизвестно, как и нет однозначного вывода, что же произошло с С-117.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”