Исторический казус Донецкой республики

Мифы и реальность «независимости» Донбасса.

588

Самостоятельная республика в Донбассе с самого начала считалась историческим казусом и не устраивала ни украинских националистов, ни большевиков. Почему? Попытаемся разобраться.

Как Харьков стал новой столицей

В конце XIX века Донбасс являлся одним из ведущих промышленных центров Российской империи. Угольные шахты, машиностроительные предприятия и сталеплавильные заводы – все это достояние региона составляло почти треть экономики России тех лет. Именно тогда и возникла впервые идея административного объединения территорий вокруг Донецкого бассейна. Мысль эту подали представители Совета съездов горнопромышленников Юга России, который на тот момент являлся объединением ведущих капиталистов Донбасса. В числе его основателей был инженер-геолог Петр Горлов, основатель Горловки, одного из экономических центров современной Донецкой области и харьковский банкир Алексей Алчевский, основатель Алчевска, ныне крупного промышленного центра Луганской области.

Историки считают, что в царской России этот Совет был первой и наиболее представительной организацией крупного капитала регионального характера. Именно Совет съездов горнопромышленников впервые высказал мысль об «экономической неделимости» Донецкого бассейна.

Однако были некоторые сложности с реализацией идеи – регион делился административными границами двух губерний, Екатеринославской и Харьковской, и Областью Войска Донского, где существовали свои специфические правила коммерции.

От экономической неделимости до политической субъектности один шаг. И его сделал Совет рабочих депутатов. Восстание 16 декабря 1905 года упомянет в «Очерках русской смуты» генерал Деникин, считая донецких повстанцев предтечей махновского движения. Тогда полиция и войска открыли огонь по безоружным забастовщикам машиностроительного завода в Горловке, десятки людей были убиты и ранены. На следующий день рабочие с окрестных заводов и шахт, около четырех тысяч человек, почти без оружия выбили войска и полицию из города. Когда к Горловке подошел полк драгун, восставшие отказались сложить оружие и шесть часов дрались с войсками. Счет убитым шел на сотни.

 После февраля 1917 года унитарная Российская империя начала активно делиться. И если в Киеве и на правобережье Днепра преобладали идеи украинской «самостийности», то в Донбассе, с его изначально смешанным населением, к ним относились скептически или враждебно. В апреле 1917 года прошел первый съезд Советов Донецкого и Криворожского бассейнов. Депутаты собрались в Харькове, именно там уже десятки лет размещался Совет съездов горнопромышленников Юга России, и город давно воспринимался как неформальная столица региона.

Съезд объединил около сотни местных советов от шахтерской Макеевки в бывшей Области донского казачьего войска, до Кривого Рога, центра добычи железной руды на правом берегу Днепра в западной части Екатеринославской губернии. Съезд принял решение об образовании Донецко-Криворожской области. Столицей нового региона становился Харьков. Как замечают историки, новая область не отделялась от России, она хотела быть в подчинении Петрограда.

Украина – это пять областей

К августу 1917 года между Временным правительством в Петрограде и Центральной Радой в Киеве возник спор о границах и о том, что считать Украиной.

При этом донецкие «олигархи» откровенно не желали идти в самостийную Украину. Один из лидеров Совета съездов горнопромышленников Юга России Николай фон Дитмар, владелец харьковских заводов, производящих горнодобывающее оборудование для предприятий Донбасса и Кривого Рога, 1 августа 1917 года на заседании Временного правительства в Петрограде так высказался об отношениях Донбасса и Киева: «Весь этот район как в промышленном отношении, так и в географическом и бытовом представляется совершенно отличным от киевского. Весь этот район имеет свое совершенно самостоятельное первостепенное значение для России, живет самостоятельною жизнью, и административное подчинение харьковского района киевскому району решительно ничем не вызывается». По мнению Николая фон Дитмара, такое искусственное подчинение только осложнит и затруднит всю жизнь района, тем более что оно продиктовано исключительно национальными притязаниями руководителей украинского движения.

Временное правительство 4 августа 1917 года постановило, что территорией Украины являются только пять губерний бывшей империи — Киевская, Волынская, Подольская, Полтавская и Черниговская.

Однако Киевская Центральная Рада не согласилась с мнением Петрограда – она претендовала на куда большие территории и тут же заявила об «империалистических тенденциях русской буржуазии в отношении Украины». Противниками Рады оказалась не только русская буржуазия, но и большевики Донбасса и Харькова. Уже в сентябре 1917 года лидер большевиков Харькова Федор Сергеев, оставшийся в истории как «товарищ Артем», высказал идею «декретирования (то есть провозглашения) республики Харьковской губернии, к организации которой будет привлечен весь Донецкий бассейн».

Однако после свержения Временного правительства в Петрограде появилась Украинская народная республика (УНР), которую провозгласила Центральная Рада в Киеве. В нее добровольно-принудительно включили Донбасс и Харьков.

12 февраля 1918 года в Харькове собрался четвертый съезд Советов Донецко-Криворожской области. Один из основных вопросов повестки съезда был сформулирован предельно просто: «О выделении Донецкого бассейна». После бурных дебатов 50 делегатов съезда из 74 высказались за решение о провозглашении Донецкой республики. Было сформировано правительство, совет народных комиссаров новой республики, в которые вошли представители большевиков, левых эсеров и меньшевиков.

Донецк против

В документах той поры новорожденная республика именовалась по-разному: Донецкая республика, Донецкая республика Советов, Республика Донецкого и Криворожского бассейнов, Федеративная республика Донецкого бассейна. В историю это государственное образование революционной эпохи вошло как Донецко-Криворожская Советская Республика.

За три дня до провозглашения Донецкой республики Рада подписала в Бресте договор с Германией и Австро-Венгрией, в соответствии с которым немецкие войска вводились на территорию Украины. Но никто не знал, где заканчивается украинская территория на востоке от Днепра. В Харькове располагались консульства ряда европейских стран — Франции, Великобритании, Бельгии, Швеции — и лидеры Донецкой республики через них распространили свое обращение о том, что Донбасс и Харьков не входят в состав Украины.

Однако сила была на стороне дивизий Германии и Австрии, которые и определили явочным порядком границы «самостийной Украины». Германии в условиях продолжавшейся мировой войны были нужны хлеб Причерноморья и ресурсы Донбасса, поэтому в Берлине решили считать их Украиной.

Донецкая республика пыталась сопротивляться. 16 марта 1918 года был издан «Декрет военных действий», где объявлялось о «вступлении республики в Южнорусский военный союз в целях совместной борьбы с германской оккупацией». В конце месяца была образована Красная армия Донбасса, которую возглавил штабс-ротмистр (капитан) Анатолий Геккер, до развала императорской армии воевавший на румынском фронте. Но восемь тысяч донецких красногвардейцев не могли остановить наступление германских и австрийских дивизий.

7 апреля 1918 года немцы заняли Харьков. Следом за ними в столицу Донецкой республики вошел Запорожский корпус Центральной Рады.

В августе 1918 года Германия и Советская Россия подписали дополнительный договор к Брестским соглашениям о мире. Москва согласилась выплатить немцам большую контрибуцию золотом, но Германия, в свою очередь, обязалась, что «не будет ни вызывать, ни поддерживать образование самостоятельных государственных организмов» на оккупированной ею территории бывшей Российской империи. В ходе этих переговоров представители Советской России декларировали, что не признают ни Крым, ни Донбасс частью независимой Украины. Донбасс в документах этого соглашения именовался «временно оккупированной территорией».

В ноябре 1918 года революция произошла уже в Германии и германский оккупационный режим рухнул. В декабре 1918 года красные заняли Харьков, в город вернулся Совнарком Донецкой республики.

Но в этот момент большевики уже претендовали на все территории бывшей Российской империи. Поэтому лидеры партии во главе с Лениным предпочли создать большую Украину на обоих берегах Днепра. 17 февраля 1919 года постановлением Совета обороны РСФСР Донецко-Криворожская республика была ликвидирована. А 10 марта того же года на съезде советов в Харькове была образована Украинская Социалистическая Советская Республика. В принятой тогда же Конституции УССР советская Украина была провозглашена частью будущей всепланетной Единой Международной Социалистической Советской Республики.

Но мировая революция так и не произошла, советская Украина стала частью СССР. При этом ее столицей до 1934 года был именно Харьков. А вот доставшийся Украине по наследству от Донецкой республики город Таганрог еще в 1924 году был передан в состав РСФСР.

«Республик не было и не будет»

Идея Донецкой республики была забыта на долгие десятилетия. В советской историографии факт ее появления всегда рассматривался бегло, как некий курьёз времён революции и гражданской войны.

Летом 1991 года вновь прозвучала идея новой Донецкой республики. 20 июля 1991 года в газете «Комсомолец Донбасса» появилась статья «Донецкая автономная республика — может, это выход?» В публикации предлагалось провести областной референдум и ответить на вопросы: оставаться ли Донецкому региону в составе Украины, образовать ли автономию в ее составе, войти ли в состав России в качестве области или автономии, или же «повысить свой статус и стать Донецкой республикой».

В возрождении легенды и самой идеи Донецкой республики сыграло решающую роль именно Интердвижение Донбасса. Появилось оно в конце 1989 года, как и все прочие аналогичные «Интернациональные фронты» от Приднестровья до Прибалтики, став ответной реакцией на усиление националистических сил и идей в разваливающемся СССР. Лидером Донецкого интердвижения стал тогда 28-летний школьный учитель английского языка одной из сельских школ Донецкой области Дмитрий Корнилов. Активисты Интердвижения Донбасса, сразу же обвиненные украинскими политиками в сепаратизме, придумали в начале 90-х годов флаг несуществующий республики. Красно-сине-черный триколор по замыслу его создателей должен отражать дух региона. Черная полоса символизирует «плодородную землю Юга Малороссии и уголь Донбасса», синий цвет символизирует воды Азовского и Черного морей, а красный цвет — революционные традиции и кровь, пролитую в борьбе за свободу. При этом флаг исторической Донецкой советской республики был именно красным.

Осенью 1991 года  в Донецке члены Интердвижения Донбасса начали сбор подписей в поддержку требования автономии региона. В конце октября в Донецке совещание депутатов советов всех уровней юга и востока Украины приняло обращение к властям УССР, в котором требовалось «внести положение о федеративно-земельном устройстве в концепцию и в проект Конституции Украины».

В самом конце 1991 года в Донбассе прозвучали призывы к созданию отдельного государства и собственных вооруженных сил. Так в Луганске лидеры общественного движения «Демократический Донбасс» на страницах местной газеты «Молодогвардеец» призывали местные Советы депутатов провести Донецкую ассамблею, где принять решение о создании «республики Малороссии». Гипотетическая Малороссия должна была выйти из состава Украины «условно». Вокруг идей Донецкой республики в регионе тогда развернулась активная и нервная дискуссия на страницах газет и листовок, на митингах и иных многочисленных в то время политических мероприятиях.

Все годы независимости Украины память о существовании в ее истории Донецкой республики оставалась маргинальной и неудобной. Здесь историография современной Украины совпадает с советской — государственное образование на юго-востоке страны, занимавшее треть нынешнего украинского государства, трактуется исключительно как мелкий казус бурной эпохи. Но при этом столь же по сути мелкая, с таким же уровнем легитимности (или нелегитимности), почти столь же скоротечная «Украинская народная республика» Симона Петлюры рассматривается как важнейший и ключевой этап украинской истории.

В 2011 году корреспондент донецкого издания «Обозреватель» публично задал вопрос о Донецкой республике экс-президенту Виктору Ющенко. Тот ответил кратко: «Одесских республик, Донецких республик — их никогда не было и не будет».

 Федор Петров

Ранее

В Нью-Йорке может появиться улица Довлатова

Далее

Лукин прокомментировал обвинения СБУ о связи со Стрелковым

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru