В российских регионах в обязательном порядке могут появиться должности председателей правительства. На сегодняшний день этот пост имеется лишь в 31 субъекте Российской Федерации
Источники «Октагона» сразу в двух региональных администрациях сообщили, что нововведение может быть готово к реализации уже в ближайшее время. Эксперты неоднозначно расценили новацию: некоторые опасаются, что возникшее «двоевластие» приведёт к внутриэлитным конфликтам.
Источники «Октагона» утверждают, что рассмотрение вопроса о введении отдельной должности премьер-министра в регионах страны входит в завершающую фазу.
Такие посты сегодня учреждены более чем в трёх десятках регионов России, в том числе в подавляющем большинстве национальных республик. Однако в субъектах РФ различаются и названия должностей глав правительств, и делегированный им функционал. В частности, руководители регионального правительства могут находиться как в статусе вице-губернаторов, так и в ранге руководителей аппарата.
Опрошенные «Октагоном» эксперты разошлись в оценках этой инициативы. С одной стороны, премьеры призваны разгрузить губернаторов, освободив их от текучки, с другой – главы местных правительств могут рассматриваться как потенциальные сменщики региональных лидеров, порождая тем самым внутриэлитное напряжение.
Помощники и громоотводы
Большинство глав регионов предпочитает брать ответственность на себя, а не дублировать федеральное распределение ролей, объясняет в разговоре с «Октагоном» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.
По его мнению, премьер в регионе – всего лишь страховка для губернатора-политика.
«Если предполагается, что губернатор прежде всего политическая фигура, то логика внедрить во всех регионах в обязательном порядке должность премьеров понятна. Есть и иная логика – трудных времён. Иметь премьера удобно, он же громоотвод. Губернатора при этом можно вывести из зоны критики». – Константин Калачёв, глава «Политической экспертной группы».
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков объясняет, что фактически речь идёт об истории, разделять или не разделять должность губернатора на политическую и хозяйственную составляющие. В беседе с «Октагоном» он указал на то, что председатель регионального правительства – это человек, управляющий министерствами, тогда как губернатор сосредоточивается на политической работе с населением.
– Теоретически это верно, однако практически губернаторы предпочитают держать всё в своих руках, совмещая обе должности. Если их решат принудительно развести, то такой подход позволит высвободить у глав регионов время для работы по федеральной повестке, перекинув на премьеров текучку. В ситуации кризиса такой подход в целом верен, так как иначе губернаторы могут не справиться с потоком различных задач, – отметил Гращенков.
Эксперт также сослался на подготовленный недавно ЦРРП доклад, в котором в том числе говорится о том, что воспроизводство глав региональных правительств осуществляется при помощи нескольких моделей, в первой из которых речь идёт о выходцах из региона, которые получили опыт работы на федеральном уровне в структурах исполнительной, законодательной власти или бизнесе, после чего вернулись на малую родину, чтобы занять должность премьер-министра (так, например, произошло в Иркутской области и Башкирии).
Вторая категория – местные управленцы, сделавшие карьеру в другом регионе.
Зачастую посты региональных премьеров получают варяги, имеющие существенную поддержку в федеральном центре (такая схема работает в Якутии и Ингушетии).
В других случаях председателями региональных правительств становятся управленцы из иных регионов, которые привлечены губернатором и являются важной частью его команды (это можно наблюдать в Удмуртии и Сахалинской области).
При этом авторы доклада делают вывод о том, что в имиджевом плане основная масса глав региональных правительств старается не выходить за рамки социально-экономических проблем и активно эксплуатирует образ технократа.
Разделить ответственность
Между тем возможное изменение политической конфигурации продолжает вызывать оживлённую дискуссию в экспертном сообществе. По оценкам политолога Дмитрия Михайличенко, для крупных регионов и национальных республик нужны премьеры, о чём свидетельствует расширяющаяся в последние годы практика их применения. Например, как указал собеседник «Октагона», в национальных республиках (особенно на Северном Кавказе) премьеры нередко назначаются федеральным центром и ответственны за социально-экономическое развитие регионов. По его словам, можно также выделить модель «соратник», когда председатель правительства активно разделяет с главой региона ответственность за ключевые процессы (Башкирия, Саратовская область в период премьерства Романа Бусаргина, которого таким образом готовили к губернаторству).
«В целом губернаторам нужно разделять ответственность за многочисленные сложности и непростые социально-экономические процессы в регионах. Как следствие, премьеры в регионах будут более активными в информационном и управленческом плане. К тому же нынешние премьеры нередко становятся будущими врио губернаторов. Примеров уже немало». – Дмитрий Михайличенко, политолог.
Однако у нынешней новации есть определённые риски, на которые уже обратили внимание. С одной стороны, отмечает в разговоре с «Октагоном» генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский, в регионе всегда будет оставаться руководитель для обеспечения преемственности власти. Например, в случае отставки губернатора премьер способен удержать рычаги власти, пока новый глава включится в работу, и наоборот.
– С другой стороны, риск такого разделения в том, что либо сам губернатор, либо его окружение всегда будет смотреть с подозрением на главу правительства как на потенциального сменщика. Здесь важны как отношения между двумя руководителями, так и супервайзинг со стороны федерального начальства, – отметил Еловский.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”