Крымская роза и лаванда уходят на восток

“Рынок изменился за последние месяцы кардинально”

pixabay.com

Ценные крымские эфирные масла, которые традиционно скупали парфюмерные гиганты Франции и Германии, не востребованы в России: отечественные концерны, производящие парфюмы, фармацевтическую продукцию, косметику и пищевые продукты, заинтересованы в закупках дешёвых полусинтетических масел, производимых в Европе. Крымская натуральная продукция слишком дорогая. Однако сегодня рынки сбыта изменились кардинально, и крымская эфиромасличная отрасль постепенно разворачивается на восток и внутрь страны, где активно растёт интерес к отечественной продукции из-за тенденции импортозамещения. Тем более что потребности России в эфирном масле значительные – стране нужно около 3,5 тысячи тонн в год.

Роза почти пропала, а лаванда сохранила лидерство

В Советском Союзе эфиромасличное производство Крыма давало около 10 процентов бюджета региона, а сам полуостров являлся главной производственной базой страны, активно экспортировавшей за рубеж ароматную продукцию, прежде всего масла кориандра, шалфея, лаванды и розы.

Во времена Украины развитием направления на государственном уровне никто не занимался, оборудование заводов демонтировалось, а площади плантаций ценных культур сокращались. Сейчас, по данным республиканского министерства сельского хозяйства, общая площадь всех эфиромасличных насаждений составляет чуть более 1600 гектаров – это в шесть раз меньше, чем в 1980-е годы. Плантации розы едва не были уничтожены полностью.

– Розы в Крыму сейчас очень мало, в пределах 30–50 гектаров. Её сложно выращивать, нужны специализированные тепличные комплексы, а также оригинальные сорта. Она очень требовательна в первый месяц при пересадке. Если днём 20–25 секунд листочек неукоренившейся розы остаётся невлажным, то он погибает. И ни одной промышленной линии по переработке лепестка розы на масло в Крыму нет. Ставка сейчас сделана на лаванду, мускатный и лекарственный шалфей, кориандр, анис, мяту и иссоп, – рассказывает директор Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий.

Наибольшая площадь плантаций у лаванды – около тысячи гектаров. Это направление отрасли не так сильно пострадало, как другие, поскольку технологии переработки лаванды многие годы продолжали совершенствоваться и были более автоматизированы.

Также крымские производители перерабатывают несколько тысяч тонн кориандра в год. Он прост в уходе и переработке, и инвестиции в развитие плантаций быстро оборачиваются. А вот закладка и выращивание таких многолетних культур, как ладанник и розмарин, требуют больших финансовых вложений на подготовку, закупку саженцев и посадку, а также специальных климатических условий.

Переориентация внутрь России

Как рассказывает соучредитель Научно-производственной эфиромасличной ассоциации Республики Крым, генеральный директор косметической компании «Крымская роза» Иван Гладун, внутри региона традиционно реализуется небольшое количество сырья. Например, из производимых нескольких тонн масла лаванды в Крыму продавалось всего около 300 килограммов. В основном ценные крымские масла лаванды и розы, а также экстракты и гидролаты использовались в производстве европейской парфюмерии и косметики. В Европу также шли масла шалфея, которые используют в производстве зубных паст и ополаскивателей, и кориандра – их применяют для ароматизации напитков и различных колбас.

Пока львиная доля крымских эфирных масел шла за рубеж, российские концерны закупали более дешёвую импортную продукцию, из которой извлекались основные компоненты. И по сути получался уже полусинтетический продукт. Вероятно, эта цепочка частично сможет сохраниться, предполагает эксперт, если появятся транзитные предприятия в других государствах, где организуют перевалочную базу. Но переориентироваться внутрь России и тем, и другим предприятиям всё равно придётся.

– Рынок изменился за последние месяцы кардинально. Крымские производители уже сейчас начали искать альтернативные каналы сбыта, чтобы обеспечить оптовые продажи. Надеюсь, что мы найдём такие на территории России. Они есть, но ранее российские производители отдавали предпочтение дешёвым европейским аналогам. Наши масла более высокого качества и могут стать аналогами импортным. Другое дело, что необходимо простроить цепочки сбыта между производителем, который привык всё отправлять за границу крупными партиями, и российскими концернами. Возможно сейчас это будут меньшие объёмы. То есть процесс сбыта потребует перестройки бизнес-модели и организационной структуры компании. Это в один момент не происходит, – отмечает Иван Гладун.

Гендиректор «Крымской розы» говорит, что пока запроса от производителей федерального уровня на закупку крымского сырья эфиромасличной отрасли не поступало. При этом, как рассказали «Октагон.Крым» в республиканском минсельхозе, потребность России в эфирном масле составляет от 3000 до 3500 тонн, и она ежегодно возрастает за счёт увеличения потребителей сырья.

Ждёт ли нас восток?

А вот предварительные договорённости с зарубежными компаниями уже есть. По словам заместителя председателя совета министров республики – министра финансов РК Ирины Кивико, большой интерес к крымской продукции есть у арабских стран. Несколько крымских компаний уже подписали договоры с представителями Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) на экспорт эфирных масел. Предприятие «Крымская натуральная коллекция» успешно вышло на рынок Казахстана, в планах – выход на рынок Китая.

– Сегодня мы меняем ориентир наших экспортных поставок на регионы Азии. Интерес есть в Китае, Индии и ОАЭ, который мы считаем наиболее перспективным регионом сбыта, так как в арабских странах издревле есть культура использования эфирных масел. Там также заинтересовались нашим лавандовым мёдом, – говорит директор АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» Александр Новосад.

В Поднебесной в скором времени на электронных торговых площадках начнут размещаться многие крымские производители натуральной косметики и эфирных масел, заявили республиканские власти. Такую возможность им предоставят в рамках господдержки. Продажи крымской продукции будут осуществляться со складов в самом Китае.

Однако процедура сертификации импортных товаров на внутреннем рынке Китая довольно дорогая и долгая, а сертификат на один вид товара стоит 1 тыс. долларов.

Наравне с виноградом

Чтобы удешевить крымскую эфиромасличную продукцию и сделать её более экономически привлекательной для отечественных и азиатских предприятий, нужны хорошие субсидии от государства, программа развития и доступные банковские кредиты, считает Владимир Паштецкий.

– Производство многих эфиромасличных культур – очень трудоёмкий и затратный процесс. Лаванда растёт и 20, и 25 лет, если правильно ухаживать за ней. Она может дать 300–400 тысяч рублей прибыли с одного гектара. Но это будет только после трёх лет, а за первые три года нужно вложить от 700 до 900 тысяч на один гектар – примерно столько же, сколько в виноград. Нужен такой же механизм поддержки, как и для винограда. Как только будут созданы условия для бизнеса, будет и переработка розы, лаванды и других культур в нужных государству объёмах, – подчёркивает Паштецкий.

Только в прошлом году распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина лекарственные и эфиромасличные культуры были внесены в перечень сельскохозяйственной продукции, что позволило запустить механизм господдержки в полном объёме. На региональном уровне уже работает программа субсидирования из регионального бюджета, что дало толчок к резкому увеличению площадей посадки: было заложено около 150 гектаров лаванды, появились новые плантации, питомники, которые позволяют поддерживать темпы высадки.

Следующий шаг – принятие комплексной программы развития эфиромасличной отрасли региона, которую готовит Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма совместно с Корпорацией развития. Документ уже передан на рассмотрение в республиканское профильное министерство.

Оксана Порицкая

По материалам: “Октагон”

Ранее

Отнять сливки

Далее

На докапитализацию РЖД потратят четверть триллиона

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru