Битва за литий

На площадке замороженной Балтийской АЭС, Росатом планирует построить фабрику по производству аккумуляторов за 26 млрд

«Версия» уже писала о потраченных госкорпорацией миллиардах рублей на строительство, а потом на заморозку и поддержание долгостроя – АЭС под Калининградом. Но ГК «Росатом» никак не уймется. Появилась новая идея – осчастливить страну и иностранных партнеров литий-ионными аккумуляторами для городского электротранспорта и электромобилей (которых нет еще даже в эскизе). Причем в таких количествах, которые не понадобятся стране еще много лет.

Стоимость очередного прожекта Росатома, как уже было сказано, более 26 млрд рублей.

Как писала газета «КоммерсантЪ» 20 мая, «Росатом» ориентируется на продажу батарей в РФ, а также ведет переговоры со странами СНГ. В целом же правительство надеется, что к 2030 году экспорт батарей достигнет $112 млн. Вероятно, эта «оригинальная» идея пришла в голову менеджерам госкорпорации на волне новостей о «возрождении» завода «Москвич» и выпуска на его базе электромобиля.

По всей видимости, в сложнейшее время для экономики России, топ-менеджеры госкорпорации пытаются в очередной раз поживиться за счет государства, предлагая столь глобальный проект с перспективой выпуска продукции в обозримом будущем (вероятно, тогда, когда про него уже забудут). Запуск завода намечен на 2026 год. Полная проектируемая мощность завода аккумуляторов планируется в размере 14 ГВт·ч, что будет достаточно для выпуска более 200 000 электромобилей в год!

Аспект первый

В связи с этой новостью, возникает несколько вопросов, и самый первый из них – почему госкорпорация по атомной энергетике «лезет» не в свою отрасль в сложное время, да еще и будучи госкорпорацией? Нам кажется понятным стремление Росатома на базе одной бездонной финансовой ямы создать еще одну, тем самым сместив акценты с недостроенной и заброшенной АЭС на очередной «перспективный» и «очень нужный» стране проект гигафабрики. И снова управленцы обещают государству «златые горы», выход на мировой рынок электромобилей (это в нынешней-то ситуации) и небывалый валютный доход. Быть может, для начала госкорпорации нужно решить вопросы с уже запущенными (и такими-же непрофильными) проектами? Ветряная, водородная, приливная энергетика – за что только Росатом не хватался. И постоянно мы слышим и читаем заверения руководителей высокого ранга, подкрепленные «экспертным» мнением о нужности очередного проекта и небывалых благах, которые посыпятся на голову гражданам России. Тем более, что мировая конкуренция на рынке литий-ионных батарей крайне высокая. Сейчас создаются батареи с двухкратной плотностью сохранения энергии. Параллельно решаются вопросы работы в холодное время года, а также снижения рисков возгорания. Идут разработки доверительных батарей. Не получится ли, что в 2026 году госкомпания откроет производство уже заранее устаревших батарей?

Аспект второй

То есть, Росатом собирается построить огромную фабрику по производству литий-ионных аккумуляторов в основном для внутреннего рынка, для легковых автомобилей, которых еще в природе не существует. Городскому электротранспорту запланированного объема выпуска аккумуляторов не требуется, тем более с учетом небольшого количества собираемого в стране электротранспорта.

Но ведь это Росатом – а значит замах должен быть мировой, с претензией на свою долю в мировом рынке аккумуляторов. Но нечто подобное (доля в мировом производстве) мы уже неоднократно слышали, вот только доли этой – не видели пока, зато бюджет уменьшается регулярно. Видимо пример Балтийской АЭС руководство Росатома ничему не научил. Ведь ее строили с учетом поставок электроэнергии в Европу, а Европа взяла, да и отказалась от российской энергии. И мощности уже строящейся АЭС оказались избыточны и никому не нужны.

Теперь на очереди гигафабрика – с перспективой выхода ее продукции на мировой рынок. Какой, позвольте вас спросить? Африканский рынок? Или азиатский с ее громадными концернами, производящими все необходимое для электро- и гибридных авто?

Аспект третий

Пытливый читатель сразу же спросит – какая гигафабрика аккумуляторов, если в стране не добывают литий – основной элемент всех современных аккумуляторов (его Россия закупала в Боливии, Чили и Аргентине!)? Но тут Росатом «подсуетился»: на пару с «Норникель» ГК собирается выкупить и освоить одно из российских месторождений лития (Колмозерское месторождение в Мурманской области – 18,9% запасов этого металла в стране).

Интересно, куда все это время смотрел Минпромторг во главе с бессменным Дмитрием Мантуровым? Годами литий закупался в этих странах (разумеется, на валюту) и у Дмитрия Валентиновича нигде не ёкнуло даже тогда, когда цена на литий подскочила в 400 раз, на волне спроса и интереса к электромобилям? В 2021 году было ввезено 7,8 тысячи тонн лития на сумму $42 млн. Имея в стране свои неразработанные месторождения ни одно из министерств не инициировало их разработки. Минэкономразвития, Министерство недропользования, Минпромторг – всех вероятно просто устраивало текущее положение дел. Возникает вопрос, а точнее он по идее должен возникнуть у компетентных органов – доведение ситуации с литием в стране до критического, это по недомыслию и недальновидностью или…?

Вариант I. Ситуация с российским литием непростая. Стоимость освоения месторождений в России часто очень высокая. Параметры руды важны. Если раньше разрабатывать литий было неэффективно, то насколько же станет неэффективными из него производство собственных батарей?

Вариант II. Довели ситуацию до критической в ожидании того, чтобы допустить к отечественным месторождениям лития «своих» и по дешёвке, в результате аукционов со сниженным стартовым взносом? Об этом чуть ниже.

Вариант III. Интересанты имели свой гешефт с поставок лития из третьих стран.

Разумеется, есть и другие варианты, которые читатель, думаю, может дополнить сам.

Но и это еще не все

Если вы думаете, что в стране только Росатом такой «умный» и «дальновидный», то вы ошибаетесь. Еще один монстр российской промышленности – Ростех тоже озаботился производством литий-ионных аккумуляторов, а точнее озаботился получением государственных денег. 22 апреля ТАСС сообщил, что «Росэлектроника» (дочка Ростеха) в этом году начнет выпуск этих самых аккумуляторов, в том числе и для электромобилей «Москвич».

Ну и как же без вездесущего Газпрома, который тоже заинтересовался вдруг (когда поставки лития в страну резко сократились) добычей этого нужного всем металла. 3 февраля было подписано соглашение «Газпрома» и Минпромразвития о добыче лития на Ковыктинском месторождении в Иркутской области.

Запахло безальтернативностью, а значит и возможностью поживиться за счет госбюджета? Как объяснить, что к рынку лития и аккумуляторов потянулись монстры госбюджета: Газпром, Росатом, Ростех?

И, напоследок, несколько слов об аукционе на месторождения лития.

Еще в октябре прошлого года, врио руководителя Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров объявил о том, что методика оценки стартового размера разового платежа за пользование недрами давно устарела (читай – стартовая ставка слишком большая). И эту методику поменяли (читай удешевили). Например, стартовый платеж при получении лицензии на освоение Гольцовского месторождения с 75 млрд руб., согласно новой методике, снизится в сотни раз, Колмозерского – с 11 млрд до 200 млн руб.(!)

Ничего так? Компании с миллиардными оборотами теперь могут прикупить месторождение практически за бесценок (в сравнении с их оборотами). На аукцион в этом году должны были выставить 17 месторождений лития по скидке.

«Версия» будет продолжать следить за ситуацией на литиевом рынке и на рынке литий-ионных аккумуляторов в стране. Кто в результате победит? Интересы страны или же неуемные аппетиты менеджмента корпораций?

Валерий Смирнов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

«Из Додона создают Нельсона Манделу»

Далее

Там, за Лиманом

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru