Ученик классика, профессор Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского Михаил Богданов – о музыке и не только
Над площадью старинного Ельца в эти июньские дни не смолкали овации. Проходило, пожалуй, одно из самых ярких культурных событий начала лета в центральной России – VIII Открытый всероссийский музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова.
Более 1000 артистов съехались в Елец. На площадках города звучала музыка. Город словно расправил крылья и взлетел! Творческая атмосфера царила везде. Гости Липецкой земли в эти дни не только внимали артистам, погружаясь в музыку разных стилей, но и участвовали в мастер-классах. У Музыкального фестиваля узнаваемый почерк – звезды первой величины с удовольствием выступают с молодыми и совсем юными музыкантами. Всех объединяет многогранное наследие композитора. Уже сегодня, в честь 110-летия Тихона Хренникова, которое будет в следующем году, власти задумываются о дальнейшем развитии фестиваля.
Организаторами неизменно выступают правительство Липецкой области, управление по культуре и туризму Липецкой области, администрация города Елец, управление культуры города Елец, Липецкая государственная филармония. В этом году овациями встречали и провожали певицу Ларису Долину, приехавшую на фестиваль со своими воспитанниками – студентами МГИК, ведущую солистку Мариинского театра Ольгу Пудову, композитора Михаила Богданова. Зрителей порадовали оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением заслуженного артиста России Михаила Хохлова и группа КВАТРО, оркестр народных инструментов тамбовской музыкальной школы №2 имени В.К. Мержанова, воронежский оркестр русских народных инструментов ВГИИ под управлением заслуженного артиста Воронежской области Евгения Мингалёва, рок-группа «Холст».
На улицах города россыпью – прилавки местных мастеров-ремесленников, сюрпризы для детей – можно было и попрыгать по огромным клавишам пианино, сыграв мелодию, и изучить на практике, как звучат различные необычные народные инструменты, маршировать вместе с военными оркестрами под бодрые звуки, полюбоваться нарядами прошлых веков – мимо проходят гусары и дамы в платьях в пол и огромных шляпах. Елец в дни фестиваля окружает себя атмосферой тех лет, в которые жили и творили Иван Бунин, Михаил Пришвин, а потом и сам Тихон Хренников.
В Ельце есть что посмотреть: не только исторический центр города, но и Дом-музей Тихона Хренникова, Литературно-мемориальный музей Ивана Бунина, Краеведческий музей.
«Все великие земли имеют великих патриотов, и Хренников – один из них», – отмечали организаторы фестиваля, открывая мероприятие. Тихон Хренников вошел в историю как великий композитор, его произведения звучали и продолжают звучать со сцен в исполнении самых знаменитых музыкантов. А сколько Тихон Хренников сделал еще и как председатель Союза композиторов СССР, а затем председатель оргкомитета Конкурса имени Чайковского. Как педагог он воспитал более 200 учеников, среди которых ведущие современные композиторы.
А сам Тихон Хренников говорил: «Я рад что у меня большие связи с моей родиной, и что на этой родине появляется много талантливых людей. И они не только завоевывают внимание окружающих, но они еще и покоряют людей многих стран мира. Большинство из них участвует в международных конкурсах, и там они получают самые высокие награды. Я радуюсь, что эта молодежь преодолевает трудности, чтобы приобщиться к высоким знаниям музыки. Музыкальное искусство России – это великое искусство, которое дало миру величайших художников, исполнителей, композиторов и так далее. И я рад, что и сейчас не прекращается эта линия связи поколений. И в новых поколениях мы видим отзвуки тех старых генераций молодых людей, которые были гордостью нашей Родины».
Специальным гостем фестиваля в этом году стал композитор Михаил Богданов, профессор кафедры оркестровки Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, член Союза композиторов России, ученик Тихона Хренникова, который поделился своими впечатлениями от празднично-музыкального Ельца и воспоминаниями о своем великом учителе.
– Михаил Григорьевич, вы впервые участвуете в Музыкальном фестивале имени Тихона Хренникова. Каковы ваши впечатления? И какова роль такого мероприятия для таких мест, как Елец?
– То, что было заложено Тихоном Николаевичем при жизни в этом древнем городе, в котором, может быть, не так много было сильных музыкальных ресурсов, то, что им было реконструировано или заново создано – это колоссальное продвижение вперед. И это дает возможность городу стать музыкальным центром огромного региона.
И фестиваль может двигать к этому результату. Сюда каждый год привлекаются все новые и новые музыканты. Появляются новые люди, которые заинтересованы в развитии и фестиваля, и музыкального образования здесь, в Ельце.
У города есть, конечно, и конкуренты – Липецк, да и Воронеж недалеко, и в каждом этом городе свои исторические традиции, но насколько сильна фигура Тихона Николаевича! Это не преувеличение, он действительно велик, велика сила того, что он здесь заложил. Я убежден, что пройдут годы, и в Ельце будет свой симфонический оркестр, замечательная филармония, здесь будут гастролировать лучшие дирижеры с оркестрами, и фестиваль будет продолжаться.
– На ваш взгляд, насколько сегодня люди привержены классической музыке, особенно молодое поколение? Есть ли интерес публики к такой музыке, не слишком ли фестиваль серьезен для публики?
– У меня такое же, как у Тихона Хренникова, представление о людях, которые пишут музыку для людей. Тихон Николаевич всегда считал, что прежде всего – сама красивая мелодия. Она не должна быть спрятана. Она должна быть видна, чтобы люди могли ее услышать и принять в свое сердце. И только если музыка будет максимально искренней, доброй, тогда люди, не имеющие никакого музыкального образования, эту музыку примут. В том числе и молодые люди, у которых нет слухового опыта, как говорят в консерватории. Это дар, который дается немногим, – искренность в музыке. Для чего композитор сочиняет музыку? Для людей. Если он создаст что-то ограниченно профессиональное, это не будет принято людьми, и это не будет жить долго, это быстро умрет. Раньше или позже. А то, что Господь позволил делать Тихону Хренникову, не умирает. И вы видите это. Вы слушаете даже его академическую музыку, и она трогает душу. Не говоря уже о музыке популярной. Ведь дарование Хренникова было уникальным, он мог сочинять музыку популярную и академическую, более того, у него еще и был дар преподавания, а это вообще редкость. Чтобы так много талантов сошлось в одном человеке – это огромная редкость.
– Тихон Хренников был вашим учителем. Чему он учил вас в музыке и что он дал вам как человек?
– Я начал учиться у Хренникова в 7 лет, когда начал поступать в музыкальную школу. Я тогда пел «Лунные поляны, Ночь, как день, светла…» – это была моя любимая песня в 7 лет. Я родом из Пятигорска, это Северный Кавказ. Родители – не музыканты, врачи. Не все имели возможность ходить в филармонию. Но мы, дети Советского Союза, воспитывались на прекрасной музыке – а радиоприемник был главным источником информации, и музыки в том числе. И я впитывал ее, а то, что впитывается в детстве, остается в человеке навсегда. И если человек продолжает профессионально заниматься этим любимым делом, это обязательно выплывет, скажется.
А потом Господь распорядился так, что я попал в класс Хренникова и стал на склоне лет его ассистентом в Московской консерватории. Я думаю, что не бывает случайных вещей.
– Что вам запомнилось при общении с Тихоном Хренниковым?
– Он очень добрый человек. Где-то это мешало ему, ведь в преподавании нужна жесткость. Самая плохая оценка Хренникова – «Я хорошо поспал под вашу музыку», это означало двойку с минусом.
– А есть ли какой-то эпизод, который врезался в память?
– Да, был случай, который меня потряс. Тихону Хренникову было уже 88 лет, он продолжал приходить в Консерваторию, в классе его ждала масса студентов, до 40 человек. Однажды пришли музыканты, которые хотели исполнить его популярные песни, – они попросили его послушать их игру. Но Хренников был недоволен, он сказал: «Вы все делаете неправильно, дайте-ка я сам!».
Он сел за рояль… и он так сыграл и спел! В нем, в человеке, которому почти 90 лет, вдруг проявилась такая энергия, это был такой молодой голос, точь-в-точь как в фильме «Поезд идет на восток». Он спел в бешеном темпе, и сыграл с такой мощной энергетикой! Никто не мог этого ожидать, это было потрясением для всех нас. Настолько мощный талант и жизненная эмоциональная сила была в этом человеке.
– Сейчас в непростых обстоятельствах русское искусство за рубежом порой пытаются игнорировать, «забыть». Как вы оцениваете эту ситуацию?
– Скажу абсолютно уверенно – это временный этап. Потом кривая уйдет вверх, и мы будем самые яркие и талантливые, самые лучшие. Знаете, однажды в 2005 году к Тихону Хренникову пришла моя супруга Александра Левко, доктор искусствоведения, она попросила его помочь в организации Всероссийского песенного конкурса. Потому что все понимают, что песенное творчество в стране просело. Сколько было шедевров в 30-40-50-е годы! Но Тихон Николаевич сказал: «Не надо делать это сейчас, ничего хорошего не получится. Время такое. Надо подождать лет 30-40». Наша страна многое прошла, в стране были потери из-за перемен в конце 80-90х годов, разрушено было многое, а на восстановление нужны годы. Это касается и многих видов искусств. А действительность влияет на желание, потенцию сделать нечто выдающееся. Но сейчас мы поднимаемся вверх, это очень обнадеживает. И я знаю, что в России много молодых талантов. Наша страна – фантастическая, это Феникс, который возрождается каждый раз после серьезных ударов судьбы. Я уверен, что и сейчас так случится. И тогда слова Тихона Николаевича сбудутся: мы увидим новые и новые таланты.
Беседовала Марина ЛЕПИНА
Фото: РОСМИПРЕСС