Главной целью ближневосточного турне Байдена было восстановление отношений с Саудовской Аравией в обмен на увеличение поставок нефти
Президент США и наследный принц королевства обменялись под камеры дружеским ударом кулаками в качестве приветствия. Однако обещание Эр-Рияда нарастить производство нефти выглядит весьма расплывчато.
Поездка Байдена в королевство вызвала в США многочисленные споры. Ещё в начале своего президентства Байден обвинил наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда в причастности к убийству журналиста Джамаля Хашогги в консульстве королевства в Стамбуле, а в 2019-м он пообещал сделать королевскую семью Саудовской Аравии «изгоем».
Однако цены на бензин, близкие к рекордным уровням, представляют для Демократической партии серьёзную политическую опасность. Поэтому Белый дом решил рискнуть и попытался достичь почти невыполнимого: сохранить лицо Байдена как защитника прав человека и добиться согласия принца на увеличение добычи нефти.
В результате западная пресса назвала встречу Байдена и наследного принца, которого он ранее пытался маргинализовать, «печатью легитимности» для бен Сальмана.
«Байден и наследный принц провели тщательно срежиссированный саммит, призванный восстановить отношения, избегая при этом предположения, что Байден был слишком дружелюбным или подобострастным. Цель была ясна: США переворачивали страницу и избегали всего, что могло бы поставить под угрозу увеличение добычи нефти», – констатировал Bloomberg.
В документе по итогам встречи появилось сообщение о том, что американский лидер обсудил убийство Хашогги и получил обязательства по вопросам реформ и институциональных гарантий в отношении прав человека в королевстве.
Также в документе говорилось, что «Саудовская Аравия взяла на себя обязательство поддерживать баланс мирового рынка нефти для устойчивого экономического роста. Соединённые Штаты приветствовали увеличение уровня производства на 50 процентов по сравнению с запланированным на июль и август».
Между тем Эр-Рияд сразу же вылил на Белый дом ушат холодной воды. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр рассказал, что президент США действительно упомянул об убийстве Хашогги. На это наследный принц ответил, что «это был болезненный эпизод для Саудовской Аравии и что это была ужасная ошибка».
Одновременно бен Сальман, по словам министра, сказал Байдену, что попытка силой навязать ценности другим странам может иметь неприятные последствия.
«Это не сработало, когда США попытались навязать ценности Афганистану и Ираку. На самом деле это имело неприятные последствия. Страны имеют разные ценности, и эти ценности следует уважать!» – процитировал слова наследного принца аль-Джубейр.
Примерно так же выглядели успехи, связанные с поставками нефти.
«Я делаю всё возможное, чтобы увеличить поставки в США, и я ожидаю, что это произойдёт», – заявил Байден по окончании турне.
«Саудовцы разделяют эту безотлагательность. И, основываясь на наших сегодняшних обсуждениях, я ожидаю, что в ближайшие недели мы увидим дальнейшие шаги». – Джо Байден, президент США.
«Речь идёт не о соглашении; речь идёт о давней политике королевства, направленной на обеспечение достаточного предложения нефти на рынках, и мы очень внимательно следим за ситуацией со спросом и с предложением, – поправил Байдена аль-Джубейр в интервью Bloomberg. – Если есть потенциальный дефицит, мы работаем над увеличением добычи сырой нефти через ОПЕК и с нашими партнёрами по ОПЕК, и с партнёрами по ОПЕК+».
Следующая встреча ОПЕК+, на которой будет обсуждаться политика добычи и поставок нефти на сентябрь и далее, запланирована на 3 августа. Альянс уже предпринял шаги для ускорения роста производства в июне. Однако, учитывая, что цены на нефть падают с недавних максимумов, поскольку рынки охватывают риски рецессии, к 3 августа картина может измениться.
В любом случае ожидается, что дальнейшее увеличение будет скромным. Тяжеловесы Персидского залива на фоне перебоев с поставками предпочитают сохранять оставшиеся свободные мощности. В нынешних условиях дефицита предложения вывод из строя месторождения в Ливии или форс-мажор на её нефтяных терминалах, например, окажут огромное влияние на нефтяные рынки, если Саудовская Аравия и ОАЭ задействуют свои резервы.
Согласно условиям действующего соглашения ОПЕК+, добыча королевства в следующем месяце должна достичь 11 млн баррелей в сутки – уровня, который Саудовская Аравия редко поддерживала за десятилетия своего существования в качестве экспортёра сырой нефти. Любое дальнейшее увеличение станет проверкой максимальных мощностей страны, которые госкомпания Saudi Aramco оценивает в 12 млн баррелей в сутки.
Пока большинство экспертов ставят возможность серьёзного наращивания добычи нефти, даже если оно и обещано, под сомнение. То же самое касается ограничений цен на российскую нефть – этот вопрос, как утверждают отдельные источники, обсуждался на встрече в Джидде.
Аналитики отмечают трудности применения таких ограничений на столь сложном рынке, как нефтяной, так как для этого должны сотрудничать все покупатели. Кроме того, эксперты указывают на значительные проблемы, которые могут быть связаны с реакцией России. «Всё, что нужно сделать русским, – это сократить экспорт, и мировые цены вырастут, а это последнее, чего хотят западные страны», – сказал Energy Intelligence один нью-йоркский брокер.
Фото: pixabay
Варвара Колобова
По материалам: “Октагон”