“Подавляющее большинство стран не готово не только отказаться от нефти из России, но и вводить против неё ценовые ограничения из-за опасений дестабилизации рынка”
Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК) основана в сентябре 1960 года. Спустя более чем полвека на рынке появился альянс ОПЕК+. Так стали называть картель после его расширения за счёт 10 стран во главе с Российской Федерацией. В этом году США инициировали создание на рынке новой конфигурации, при которой российская нефть должна покупаться по ограниченной цене. Насколько жизнеспособна эта идея?
Что предлагают США
Установить предельные цены на российскую нефть предложила в конце мая министр финансов США Джанет Йеллен. По её мнению, это решение могло бы стать компромиссом: с одной стороны, позволило бы не вводить в отношении России полное нефтяное эмбарго, по поводу которого уже который месяц не могут договориться страны ЕС, с другой – всё же ограничило бы поступления в бюджет РФ от экспорта нефти.
Технически это должно выглядеть так: для российской нефти устанавливается ценовой потолок (его должны определить страны, которые согласятся с инициативой США), и, если этот потолок будет превышен, транспортировка имеющей российское происхождение нефти должна быть запрещена – РФ, согласно замыслу, не сможет заключать договоры на страхование и перевозку продукции.
США пытаются склонить на свою сторону не только партнёров по «Большой семёрке». В июле Йеллен провела консультации на эту тему с вице-премьером КНР Лю Хэ. Позже Китай подтвердил факт участия в переговорах по данному вопросу и охарактеризовал его как сложный. На днях помощник госсекретаря США в Бюро по делам Европы и Евразии Молли Монтгомери заявила, что усилия Штатов и их партнёров будут направлены на то, чтобы частью будущей сделки по ограничению цены, помимо Китая, стала Индия. К слову, по итогам прошлого месяца поставки российской нефти в эту страну достигли рекордных значений – 950 тыс. баррелей в сутки.
Могут повторить?
Идея Соединённых Штатов не нова. Вероятно, американская администрация приписывает своей стране заслугу развала СССР из-за обрушения нефтяных цен в 1980-х годах и надеется на повторение «успеха». Однако эксперты указывают на разность контекстов и практически не сомневаются в безуспешности затеи США и даже в её разрушительности для американской экономики.
– В прошлом веке история началась в 1960 году, когда была создана ОПЕК. Через несколько месяцев появилась Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), лидером которой фактически стали США, – напоминает член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев.
«ОЭСР также ставила своей целью регулирование рынка нефти, но если ОПЕК стремилась стабилизировать цены на достаточно высоком уровне и исключить демпинг со стороны крупных экспортёров, то ОЭСР, напротив, пыталась максимально снизить цену, чтобы поддержать экономику промышленно развитых стран». – Рустам Танкаев, член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты.
По словам эксперта, возможности для регулирования цен у ОЭСР оказались довольно скромными – рычагов, которые позволили бы ей снизить спрос на нефть естественным образом, у организации фактически не было. Добиться этого позволили серьёзные политические катаклизмы и затоваривание рынка нефтью.
Нынешний контекст совершенно иной. Во время пандемии коронавируса мировой спрос на нефть действительно сократился, однако теперь он восстановлен и продолжает расти. Не в полной мере удовлетворить потребности в нефти помогают даже стратегические нефтяные резервы крупнейших стран.
– Они рассчитаны на три – шесть месяцев и постепенно исчерпываются, – говорит Танкаев. – В самих Штатах резервы значительно сокращены, их необходимо восполнять. Но США сделали всё, чтобы осложнить себе жизнь. Они полностью порвали отношения с Венесуэлой, Саудовской Аравией и, наконец, стали вводить санкции против России, запретив своим компаниям работать на её рынке.
Реакция мирового сообщества
Подавляющее большинство стран не готово не только отказаться от нефти из России, но и вводить против неё ценовые ограничения из-за опасений дестабилизации рынка. Такую позицию уже высказала Япония. В Токио опасаются и того, что Россия в отместку способна ограничить экспорт газа.
Отчасти эти опасения обоснованы. Российское Министерство иностранных дел уже отреагировало на идею введения ценового потолка для российской нефти. Как заявил в интервью РИА Новости директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский, этот шаг заставит российские компании действовать исходя из экономической целесообразности.
«Ограничительные действия Запада чувствительны для российской экономики, но и наши ответные меры могут быть весьма болезненными». – Дмитрий Биричевский, директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ.
Среди американских партнёров более сговорчивыми кажутся страны ЕС, но, как утверждает Танкаев, это лишь вопрос времени: по мере снижения уровня жизни санкционный пыл европейцев неизбежно пойдёт на спад. Что касается Китая, то его участие в диалоге с США эксперт склонен расценивать как проявление национального характера. Примечательно, что, по данным газеты The Washington Post, даже внутри американских ведомств звучат скептические высказывания относительно предложения Джанет Йеллен.
– Так что всё это – просто сотрясание воздуха, которое влияет на рынок исключительно психологически. Мировое экспертное сообщество с большим скепсисом относится к этой идее, – резюмирует Танкаев.
Фото: pixabay
Анна Таволга
По материалам: “Октагон”