Минстрой просит 375 млрд на оцифровку ЖКХ
Минстрой анонсировал «цифровую реформу» ЖКХ. Главным нововведением должно стать повсеместное внедрение «умных» счётчиков, расходы на установку которых планируется взять из кармана граждан. При этом, как показывает практика, «умные» системы в российском ЖКХ мгновенно «глупеют», как только речь заходит о корректности и прозрачности подсчётов.
Представленная Минстроем стратегия включает в себя любопытный проект под названием «Цифровая инфраструктура ЖКХ». В рамках этого проекта планируется разработать и внедрить «умные» системы управления учёта и передачи ресурсов. Передаваться данные должны будут в Единую государственную информационную систему. Общий объём финансирования программы должен составить 375 млрд рублей. Завершить оцифровку ЖКХ планируется к 2030 году.
Что интересно, в указанные 375 млрд рублей не входят затраты ресурсоснабжающих организаций (РСО) на установку «умных» счётчиков потребителям. Расходы на это предполагается включить в тарифы, то есть по факту установку оплатят сами потребители. Впрочем, тот факт, что оцифровывать ЖКХ планируют за счёт граждан, ещё не главная проблема. До настоящего времени все потуги чиновников по цифровизации ЖКХ заканчивались для потребителей очередным разорением. Судя по всему, на этот раз будет так же.
Цифровые схемы
В идеале «умные» счётчики, которые сами считают потребляемые ресурсы, а потом ещё и передают показания, могли бы быть очень удобным инструментом. Подобные системы давно и успешно функционируют во многих европейских странах. Работают они и у нас. Но с неизменной российской спецификой.
Так, уже около 10 лет в России существуют «умные» счётчики электроэнергии. Эксперты уверяют, что это один из самых надёжных и защищённых приборов. Все изменения в программе его работы отображаются в журнале, стереть который невозможно. «Есть, конечно, очень технически сложные и дорогие мероприятия по корректированию показаний, но они очень затратные и не применяются для обычных квартирных индивидуальных приборов учёта», – отмечает технический директор группы «Комфорт» Владимир Мурзин.
Звучит неплохо. Но, как всегда, дьявол скрылся в деталях. Всё дело в том, что «умный» счётчик электроэнергии не работает сам по себе – он замкнут на Автоматическую систему контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ). Именно эта система позволяет ресурсникам максимально минимизировать «вред» от идеальной работы «умных» счётчиков. Всё дело в том, что в АСКУЭ стекается информация как с индивидуальных приборов учёта, так и с приборов учёта, которые стоят у ресурсников «на выходе». Таким образом, при выставлении гражданину итогового счёта учитывается не только его реальное потребление, но и пресловутые «потери на сетях». «Кажется АСКУЭ была придумана, чтобы «доить» нас по полной. Наши счётчики присылают информацию в систему, но на эти показания можно даже и не смотреть, сверяясь лишь с показаниями тех счётчиков, что стоят «на выходе» из подстанции. С этой АСКУЭ как видно, «химичат» на полную катушку», – поделился с «Нашей Версией» председатель ТСЖ «Серебряный квартет – 3» Мкртич Аракелян.
Ловчить со счётчиками могут не только ресурсники, но и представители управляющих компаний. Интернет-форумы пестрят сообщениями недовольных потребителей, утверждающих, что УК намеренно изменили настройки счётчиков, после чего счета за электричество выросли в разы. «Опираясь на многочисленные жалобы, можно с уверенностью говорить, что УК действительно мухлюет с показаниями счётчиков. На трёхфазных сетях крутит коэффициент трансформации, на остальных – меняет время суток и тарифное окно», – объясняли на форумах знатоки.
Впрочем, не факт, что РСО действительно будут плутовать со счётчиками. Ведь их можно просто не устанавливать. «Раньше, когда счётчики на электричество граждане должны были устанавливать сами, РСО постоянно нам писали, звонили, грозили штрафами и судами. Теперь же эта норма отменена, счётчики должны устанавливать сами ресурсники, так у нас одна квартира в доме уже второй год с ними судится за то, что счётчик до сих пор не поменяли, а выставляют оплату, выводя средние значения потребления за предыдущие три месяца», – говорит Мкртич Аракелян.
Есть и другой вариант: РСО всегда может заявить, что счётчик внезапно вышел из строя или некорректно передал показания. После чего выставить счёт по нормативам. В вопросах некорректности показаний наши коммунальщики с полным правом смогут ссылаться на зарубежный опыт: так, в отраслевых СМИ проходила информация о том, что в Нидерландах учёные после жалоб потребителей провели исследования, в ходе которых выяснили, что приборы учёта могут и завышать, и занижать показания. При этом «погрешность» в обе стороны составляет даже не десятки, а сотни процентов!
Всё дело в том, что «умный» счётчик не работает сам по себе – он замкнут на Автоматическую систему контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ). Именно она позволяет ресурсникам минимизировать «вред» от работы «умных» счётчиков.
Даёшь интернет в канализацию
Не очень понятно и то, как установка «умных» счётчиков может быть реализована чисто технически. Чтобы иметь возможность передавать показания, такой счётчик должен быть подключён к интернету. А многие зарубежные модели таких устройств предполагают обязательное подключение к USB-порту. «В домах старой советской постройки нужных кабелей нет. Значит, будет проводиться реконструкция? Кстати, в нашем доме, построенном в 2000 году, нужного кабеля для счётчика тоже нет. Помню, я купил себе во Франции такой прибор в надежде, что буду передавать показания напрямую, но в итоге подключить его так и не удалось», – говорит Мкртич Аракелян.
По его словам, сегодня некоторые жители используют беспроводные счётчики, которые через интернет передают показания сначала на базу той компании, которая их установила, а оттуда уже потребителю приходит итоговый расчёт в виде SMS. Получается, что в схему передачи данных в очередной раз включается посредник, услуги которого как минимум должны быть оплачены.
Неясно до конца и то, зачем устанавливать счётчики на горячую воду в домах, где используется индивидуальный тепловой пункт (ИТП). Ведь по факту РСО поставляет в такие дома только холодную воду, которую в ИТП затем нагревают до нужной температуры. «Сейчас у меня каждый собственник просто фотографирует показания своего счётчика горячей воды и мне присылает. Хотя, если бы у нас были миллионы с неба, можно было бы придумать диспетчеризацию, поставить мониторы и считать это всё в автоматическом режиме», – рассуждает Мкртич Аракелян. Учитывая, что в Минстрое оцифровывать ЖКХ решили за счёт потребителей, данный сценарий развития событий уже не представляется фантастическим.
Кстати
Зачем же Минстрой продвигает столь неочевидную затею? Очевидным выгодоприобретателем от программы цифровизации ЖКХ выглядят компании, которые займутся производством «умных» счётчиков. В 2019 году «Ведомости» сообщали о программе «Цифровая трансформация» «Россетей», в рамках которой сетевые и ресурсоснабжающие организации до 2030 года должны были установить интеллектуальные приборы учёта. Кстати, тогда стоимость реализации данного проекта оценивалась в 1,3 трлн рублей. Так что Минстрою с его анонсированными 375 млрд ещё есть куда расти.
Удастся ли в итоге оцифровать сферу ЖКХ, похоже, изначально никого особенно не волнует. Как не волновал, например, и негативный эффект от пресловутой «мусорной реформы», провальный итог которой сегодня признаётся вполне официально. «Все предыдущие проекты модернизации ЖКХ за счёт населения провалились – будь то введение взносов на капремонт или «мусорная реформа». И это закономерно. Смысл всех подобных новаций сводится к тому, чтобы добавить строку в платёжке, собрать денежки, а там хоть трава не расти», – прокомментировал в своём телеграм-канале глава фракции справороссов в Госдуме Сергей Миронов. Правда, возражения депутатов едва ли будут приниматься в расчёт. До сих пор «зарубить» инициативы Минстроя в ЖКХ, касающиеся поборов с населения, в пользу РСО и других представителей крупного бизнеса не удавалось ещё никому.
Фото: pixabay
Кира Ремнёва
По материалам: “Наша Версия”