Разрешение импорта без идентификации продукции может привести к росту контрафакта
Продукты питания, алкоголь и табак пока не могут войти в перечень товаров для параллельного импорта. Учитывая сложности с идентификацией правообладателя такой продукции, разрешение параллельного импорта на эти группы может привести к росту контрафакта, поскольку сертификаты на поставляемую через третьи руки продукцию могут отсутствовать – уверены в Минсельхозе.
В то же время некоторые ритейлеры и рестораторы обращаются в профильные ведомства с предложением разрешить параллельный импорт алкоголя, мотивируя это заботой о потребителе: якобы люди привыкли к иностранным алкогольным брендам, и их исчезновение с полок и из меню создаёт неудобства для гурманов.
Действительно, после начала спецоперации на Украине приостановили или ограничили свою деятельность в России французская Pernod Ricard (виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, ром Havana Club, джин Beefeater, текила Olmeca, водка Absolut, коньяк Martell), британская Diageo (виски Johnnie Walker, White Horse, водка Smirnoff, ром Captain Morgan и другие), американская Brown-Forman (виски Jack Daniel’s, водка Finlandia), украинская «Хортиця». США в рамках санкций против РФ ввели запрет на поставки алкоголя в Россию, а власти ЕС запретили поставки спиртного дороже 300 евро за единицу товара.
Между тем, как отмечают в Росалкогольрегулировании, «говорить о дефиците виски и коньяка не приходится. Крупнейшие отечественные производители алкогольной продукции давно наладили производство того же виски на своих мощностях. Аналогично – коньяка. Это напиток, который производится в нашей стране на заводах, имеющих многолетнюю историю и высокий уровень технологических компетенций». В ведомстве уверены, что дефицита крепкого алкоголя в стране не произойдёт и в будущем, поскольку предприятия готовы нарастить объемы производства при наличии спроса.
В Федеральной антимонопольной службе уточнили, что на рынке крепких спиртных напитков – высокая конкуренция, которую не ослабит даже уход зарубежных производителей. «Рынки алкогольной продукции в России, в том числе коньяк и виски, относятся к рынкам с развитой конкуренцией и большим количеством участников. В случае временной приостановки деятельности некоторых зарубежных производителей конкуренция на рынке алкогольной продукции останется высокой», — подчёркивают в ФАС.
То, что рассуждения о сложностях с алкоголем, – миф, подтверждают цифры: в прошлом году в России было произведено 800 млн литров крепкого алкоголя, а импортировано лишь около 6% от этого объема. В гостинично-ресторанном бизнесе доля импортного дорогого алкоголя составляет менее трёх процентов от общего оборота в стране.
От параллельного импорта алкоголя могли бы выиграть бренды, которые хотели бы продолжать поставлять продукцию на российский рынок, но напрямую это делать опасаются из-за угроз вторичных санкций. Но в большей степени в этом заинтересованы недобросовестные поставщики алкогольной продукции. А проигравшими окажутся российские производители, бюджет и конечные потребители.
Недавно стало известно, что механизм параллельного импорта в РФ будет продлён на весь 2023 год, возможность продления на 2024 год и последующие года не исключена. Объём ввоза в Россию товаров в рамках механизма параллельного импорта с момента его запуска в начале мая этого года достиг почти $6,5 млрд. По оценкам Минпромторга, к концу года этот показатель может составить $16 млрд. Однако предложения о расширении категорий параллельного импорта за счёт алкоголя выглядят крайне спорными и маловероятными.
«К разрешению параллельного импорта подход должен быть взвешенным, чтобы не навредить национальным компаниям, – говорит вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров. – Именно по этой причине мы прорабатывали и доводили до ума соответствующий перечень товаров достаточно долго, практически с ювелирной точностью, чтобы он работал именно так, как надо: обеспечил доступность необходимых нам товаров, но не навредил российским и локализованным иностранным предприятиям, продолжающим работу на российском рынке или поставки в РФ».
Сегодня ввоз в Россию алкогольной продукции без согласия правообладателя абсолютно незаконен, а эксперты рынка убеждены, что разрешение параллельного импорта для этого сегмента может стать почти катастрофой, когда под видом якобы полулегально завезённой продукции будет скрываться откровенный суррогат, произведённый в России, а бюджет недосчитается налогов и акцизных сборов.
В данный момент для запуска импортной алкогольной продукции в оборот необходимо предоставить в Росалкогольрегулирование реквизиты действующих деклараций о соответствии, что требует документов от производителя. При официальном отказе владельца бренда от поставок выполнить это требование невозможно. Кроме того, законодательство в сфере оборота алкогольной продукции предусматривает возможность аннулирования лицензии за неправомерное использование зарегистрированных товарных знаков, а также блокировку информации об обороте такой продукции в ЕГАИС.
Фото: pixabay.com
Елена Смирнова