Атомная энергетика из главной мировой страшилки превратилась в последнюю надежду

“Мнение общества, которое ранее было резко против АЭС, во многих странах меняется благодаря высоким ценам на энергоносители”

В условиях энергетического кризиса атомная энергетика даёт миру новую надежду, а обладающим технологиями мирного атома странам – мощный драйвер роста экономики. Россия, входящая в этот эксклюзивный закрытый клуб, имеет все шансы стать лидером. Военный конфликт вблизи Запорожской АЭС, который, по мнению МАГАТЭ, «создаёт реальный риск ядерной катастрофы», формирует негативный информационный фон вокруг атомной энергетики. Но интерес к ней со стороны правительств разных стран всё равно растёт. Особенно на фоне ситуации с газом.

Развитие атомной энергетики в последние годы сдерживал не страх перед авариями, а низкие цены на газ. Сейчас такой проблемы нет: «Газпром» прогнозирует, что на пике осенне-зимнего периода стоимость топлива в Европе может превысить 4 тыс. долларов за тысячу кубометров.

Полученная на АЭС электроэнергия примерно в два раза дешевле выработанной из газа, в условиях растущих цен это соотношение ещё сильнее изменится в пользу атомной генерации. В связи с этим государства по всему миру модернизируют уже построенные атомные станции и возводят новые, а также перезапускают реакторы. Возобновляются проекты, замороженные после инцидента в Фукусиме в 2011 году. Уже сейчас десятки стран с помощью АЭС обеспечивают от трети до половины своей потребности в электричестве.

Атомные драконы

Атомную энергетику начали развивать западные страны: США, Россия, Франция и Великобритания. Сейчас лидерство перешло к азиатским государствам, которые планируют ускорить строительство новых АЭС. Ядерная энергия обеспечивает около 5 процентов энергоснабжения Азиатско-Тихоокеанского региона, по прогнозам, в 2030 году эта доля вырастет до 8 процентов.

И по количеству заложенных энергоблоков, и по технологическим инновациям в атомной сфере Китай и Индия впереди планеты всей. С 2010 года Дели прилагает немалые усилия для развития своей атомной генерации. На начало этого года страна строила восемь энергоблоков общей мощностью 6 гигаватт. 18 реакторов собираются сейчас в Китае. Это треть от 57 строящихся в мире энергоблоков.

КНР уже получает от своих 54 реакторов 4,9 процента необходимого стране электричества.

И Пекин, и Дели вполне трезво полагают, что исключительно на ископаемом топливе невозможно дальше поддерживать рост среднего класса и реализовывать свои геополитические амбиции. А вот ставка на атомную энергетику удешевит стоимость электричества и поможет уменьшить зависимость от поставщиков углеводородов. С другой стороны, и в Индии, и в Китае стараются снизить негативное воздействие на экологию, которое дорого обходится экономике. По оценкам Всемирного банка, КНР теряет из-за загрязнения воздуха до 6 процентов своего ВВП.

Мнение общества, которое ранее было резко против АЭС, во многих странах меняется благодаря высоким ценам на энергоносители. Лоббисты промышленных групп Японии, которая импортирует более 80 процентов необходимой ей энергии, подталкивают правительство к возобновлению атомной генерации. Именно она обеспечивала около трети необходимой государству электроэнергии до катастрофы в Фукусиме. После того как японцы в последние годы пережили ряд очень холодных зим, призывы лоббистов и министерства энергетики восстановить работу АЭС звучат очень убедительно. Кроме того, большинство жителей Фукусимы уже вернулось в свои дома, в стране идёт рекламная кампания, демонстрирующая, как лидеры мнений с аппетитом едят выловленную у берегов Фукусимы рыбу.

На Филиппинах тоже озаботились поиском альтернативы подорожавшим углеводородам и обратили внимание на уже построенную атомную электростанцию «Батаан». Она так и не была запущена после окончания строительства в 1984 году. Объект стоимостью 2,3 млрд долларов начали возводить в ходе нефтяного кризиса 1970-х годов. Будет символично, если президент Фердинанд Маркос – младший реанимирует эту АЭС из-за кризиса нынешнего.

Вьетнамские власти возобновляют сразу два проекта, которые были заморожены из соображений безопасности в 2016 году. Достраивать вьетнамские АЭС будет «Росатом» совместно с японскими подрядчиками. К 2030 году Сеул намерен нарастить долю станций в своём энергобалансе и построить 10 энергоблоков на экспорт. В Южной Корее уже функционируют 25 энергоблоков на 24,4 гигаватта.

Европейские метания

Промышленность Евросоюза много десятков лет работала на дешёвой энергии и сырье из России. Теперь газ стоит во много раз дороже, Европе обещают стремительную деиндустриализацию и рецессию. Европейцы уже совершают энергопереход, но не на возобновляемые источники энергии, а обратно на уголь. Проблема в том, что доставлять его на баржах из-за обмеления рек невозможно, а сухопутным транспортом получается очень дорого. В выигрыше остались государства ЕС, которые ещё не успели отказаться от атомной генерации.

Во Франции АЭС дают более 70 процентов необходимой электроэнергии.

В стране действуют 56 ядерных реакторов мощностью 61 гигаватт и строится один мощностью 1,75 тыс. мегаватт во Фламанвиле. В 2015 году Париж объявил, что за 10 лет сократит долю АЭС в энергобалансе с 70 до 50 процентов. Но в последние годы об этих планах уже не вспоминают, а даже, наоборот, активно борются за то, чтобы атомная энергетика считалась такой же зелёной, как и, условно, ветряная.

От своей атомной энергетики собиралась отказаться с 2023 года и Германия, но теперь тоже передумала. В ФРГ работают три энергоблока мощностью более 4 гигаватт, по некоторым подсчётам, они дают около 6 процентов от общего количества необходимого стране электричества. Функционирование реакторов будет продлено.

В Великобритании работают 11 энергоблоков, идёт строительство ещё одной АЭС. В Испании и Бельгии электроэнергию производят семь реакторов, в Швеции – шесть, в Финляндии – пять, в Швейцарии – четыре, а в Нидерландах – один. Интересно, что у Швейцарии доля атомной генерации в энергобалансе довольно высока – 33 процента.

В восточноевропейских странах атомную энергетику развивал Советский Союз и делал это довольно успешно. Например, 50 процентов украинской генерации обеспечивают целых 15 атомных энергоблоков. Чехия получает от шести реакторов почти 40 процентов необходимого стране количества электричества, Венгрия от четырёх энергоблоков – почти 50 процентов. Болгария закрывает более 40 процентов своей потребности в электроэнергии за счёт двух построенных СССР энергоблоков. У Румынии этот показатель доходит почти до 20 процентов.

Для восточноевропейских государств атомная генерация может снизить остроту энергетического кризиса, а вот ставка на сжиженный природный газ (СПГ) вряд ли сыграет свою роль. Не у всех стран Восточной Европы есть выход к морю и построены терминалы по сжижению, а доставка СПГ из тех государств, где они есть, затруднена плохим развитием сети трубопроводов. По большому счёту инфраструктура ЕС оказалась не готова к санкционной войне с Россией.

Поддержка глобального Юга

ЮАР – пока единственная страна Чёрного континента, которая обладает атомной электрогенерацией. Два реактора мощностью почти 2 гигаватта покрывают около 6 процентов потребности страны в электроэнергии. Причём южноафриканские власти не утруждают себя излишним беспокойством о безопасности и экологичности. Они бы строили ещё АЭС, но пока не могут найти средства. Не исключено, что кредитную линию для этих целей откроет Китай.

В других африканских странах – Нигерии, Марокко, Алжире и Гане – есть исследовательские ядерные реакторы. Кроме того, ряд государств на континенте планирует достроить свои АЭС в 2030-х годах. Египет заключил контракт с «Росатомом» на возведение атомной электростанции «Эль-Дабаа» с четырьмя энергоблоками. Один реактор будет закончен уже в 2027 году и станет первым построенным в Африке в XXI веке.

По оценкам издания World Nuclear News, АЭС помогут решить проблему энергетической бедности на Чёрном континенте, а также сделают не такими разрушительными последствия климатических изменений. Причём это справедливо не только для Африки, но и для всего мира.

Американские перспективы

Больше всего реакторов построено в Соединённых Штатах. 92 энергоблока производят примерно 95 мегаватт энергии, это 20 процентов от необходимого стране количества электричества. В ближайшие годы США планируют дополнительно возвести два энергоблока, строительство ещё двух заморожено. Как и Франция, Штаты делают ставку на модернизацию уже возведённых АЭС. Это связано также и с тем, что согласовывать строительство новых энергоблоков довольно сложно: в Америке введены суровые экологические нормы, а избиратели не слишком благосклонно относятся к идее жить по соседству с АЭС.

Между тем конгресс США недавно одобрил «решающий законопроект» президента Джо Байдена, направленный в том числе на борьбу за экологию и стимулирование развития зелёных источников энергии. В него включены налоговые послабления для строительства и модернизации атомных электростанций. Также из бюджета планируют выделить около 700 млн долларов на производство топлива для современных ядерных реакторов, которое обычно покупается в России.

Для Соединённых Штатов сейчас довольно остро стоит вопрос повторного налаживания цепочек поставок технологий и материалов для атомной отрасли, которые деградировали за последние десятилетия.

Что, кстати, привело к значительному увеличению стоимости электроэнергии с АЭС для конечного потребителя, а также к затягиванию строительства реакторов.

Довольно серьёзные генерирующие мощности есть и у соседней Канады. В стране работают 19 энергоблоков мощностью около 14 гигаватт, покрывающие почти 15 процентов от общего объёма потребления электричества. В Южной Америке АЭС есть в Аргентине (три реактора) и в Бразилии (два). Их доля в энергобалансе этих стран незначительна.

Основные игроки

Частная компания Westinghouse, построившая почти все АЭС в Северной и Южной Америке, считается одним из пионеров мирного атома. В прошлом её сотрудников нанимали для возведения атомных электростанций по всему миру, но сейчас она переживает не лучшие времена. Виной тому потеря значительной части рынка и частая смена владельцев. Сегодня Westinghouse владеют канадцы, которые решили сосредоточиться на услугах по управлению и эксплуатации уже существующих АЭС.

Атомной энергетикой в Китае, России и ряде азиатских государств занимаются в основном на государственном уровне. Хотя КНР постепенно допускает к возведению АЭС частные компании. Китайское руководство согласилось продать долю в одной из атомных станций инвестиционной компании China Energy Investment Corporation. Речь пока идёт лишь о 2 процентах. В плане технологий КНР почти полностью самодостаточна: она сама проектирует и строит реакторы, а также создаёт для них топливо.

Китай планирует экспортировать свои атомные технологии за рубеж, что вызывает вопросы у США и стран Запада. Всё чаще высказываются опасения, что Пекин не будет слишком щепетилен в вопросах безопасности, защищённости и надёжности. А самое главное – китайские атомные технологии могут подорвать режим нераспространения ядерного оружия. КНР подозревают в том, что это она помогла Пакистану обзавестись атомной бомбой. Кроме того, американцы уверены, что именно Пекин продавал технологии по обогащению урана Алжиру и Ирану.

В России действуют 37 энергоблоков общей мощностью почти 28 гигаватт. Наша страна – один из лидеров и по производству атомной энергии, и по строительству новых энергоблоков. Российские технологии широко востребованы в мире, что позволило корпорации «Росатом» занять существенную долю рынка, подписав контракты с Белоруссией, Китаем, Венгрией, Индией и Ираном. Наши специалисты работают на объектах в Бангладеш, Алжире, Индонезии, Боливии, Казахстане, Иордании, Нигерии, Таджикистане, Узбекистане и ЮАР. В Турции Россия строит АЭС «Аккую» – амбициозный проект, у которого, правда, сейчас неясные перспективы из-за антироссийских санкций.

В числе эксклюзивных российских разработок – строительство плавучих АЭС. Одно такое судно «Академик Ломоносов» стоит на приколе в порту города Певека на Чукотке. У станции два реактора на 70 мегаватт, которые могут обеспечить электроэнергией достаточно большой населённый пункт, а если подключить судно к городской теплосети, оно будет обогревать дома и снабжать их горячей водой. Плавучая АЭС, размещённая, например, у берегов Судана или Сомали, может опреснять морскую воду, а также давать энергию для работы военной или добывающей инфраструктуры.

Главные мировые конкуренты российских и китайских атомщиков – частные западные компании. Например, французская транснациональная корпорация Оrano – важный мировой производитель ядерного топлива и довольно востребованный строитель АЭС. Французы уговаривают правительство Казахстана заключить с ними контракт на строительство в стране атомной электростанции. Оrano разрабатывает казахстанские урановые рудники и собирается возводить солнечную электростанцию. Французский концерн занимается строительством третьего энергоблока АЭС «Олкилуото» в Финляндии. Он будет вырабатывать 1,6 тыс. мегаватт электроэнергии, что сделает этот реактор самым мощным в мире. Правда, проект никак не могут закончить уже 15 лет.

Другой серьёзный игрок на рынке атомных технологий – южнокорейская KEPCO. Ей удалось перехватить выгодный проект в Объединённых Арабских Эмиратах. Шейхи заказали корейцам АЭС «Барака» – четыре энергоблока на 1,4 тыс. мегаватт каждый. Аналитики Bloomberg оценили контракт в 25 млрд долларов.

Фото: pixabay

Сергей Корнеевский

По материалам: “Октагон”

Ранее

Белая ворона Евросоюза

Далее

Богатый урожай обернулся против южноуральских производителей зерна

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru