От баранки дырка

Импортерам прикрывают лазейки для ввоза машин

После введения санкций количество автомобилей, ввезенных в Россию из Казахстана, резко увеличилось. По данным Федеральной таможенной службы, недобросовестные импортеры пользуются различными «серыми» схемами, позволяющими уменьшить размер таможенных платежей. Покупатели таких автомобилей в дальнейшем могут столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до аннулирования регистрации в ГИБДД, предупреждают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

По сниженным ставкам

За восемь месяцев в Россию ввезли более 6,5 тыс. автомобилей из Казахстана. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба (ФТС). Это в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на то что в странах ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) действует единое экономическое пространство, при выпуске в обращение автомобилей иностранного производства в Казахстане существуют особые правила. В частности, их растаможка производится по более низким, чем в России, таможенным ставкам, а в отношении электромобилей действуют нулевые таможенные пошлины.

Как пояснили в ФТС РФ, это связано с тем, что «у Казахстана есть обязательства, которые были приняты при присоединении страны к ВТО». В их числе применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых категорий автомобилей. Пользуясь тем, что в странах ЕАЭС действует единое экономическое пространство, некоторые продавцы завозят в нашу страну машины, растаможенные в Казахстане, без дополнительной таможенной очистки и предлагают их по привлекательным ценам.

Стоимость и экологический класс

Помимо неполной уплаты таможенных пошлин недобросовестные импортеры нередко занижают таможенную стоимость автомобилей, а также манипулируют с экологическим классом ввозимых машин. В распоряжении «Известий» есть копия таможенной декларации на седан Toyota Camry 2022 года выпуска, завезенный в Казахстан через Грузию, который, согласно таможенной декларации, стоит всего $10 тыс. (610 тыс. рублей по актуальному курсу).

Между тем, рыночная стоимость аналогичного автомобиля, согласно данным портала Auto.ru превышает $60 тыс. (3,66 млн рублей). Ввезенный через ОАЭ в Казахстан внедорожник Mitsubishi Montero Sport оценен в декларации в $16 тыс. (975 тыс. рублей), в то время как его реальная стоимость составляет $66–71 тыс. (4–4,3 млн рублей).

Занижение стоимости автомобиля в декларации — распространенная схема, отмечает знакомый с ситуацией вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Это позволяет серьезно сэкономить на таможенных пошлинах при ввозе машин в Казахстан, подчеркивает он.

— Такие автомобили оформляются на казахское юридическое лицо. Поскольку юрлица оплачивают таможенную пошлину в размере 12% от задекларированной стоимости транспортного средства, экономия на растаможке выходит весьма заметная. Например, в случае в Toyota Camry с заявленной стоимостью в $10 тыс. таможенная пошлина составит $1,2 тыс. (73 тыс. рублей), — отметил Шапарин в разговоре с «Известиями».

По его словам, чаще всего автомобили попадают в Казахстан из ОАЭ, а затем перепродаются в России. Многие автомобили в этой стране предназначены для африканского рынка и отвечают более низким экологическим нормам, отметил вице-президент НАС.

— При оформлении свидетельства о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) испытательные лаборатории Казахстана закрывают глаза на это и указывают в документе, что автомобиль соответствием нормам «Евро-4» и выше. Это позволяет в дальнейшем ввозить такие машины в Россию, — заявил Антон Шапарин.

Вплоть до аннулирования

В Федеральной таможенной службе подчеркивают, что эксплуатация таких машин в России является нарушением.

— Гражданам, постоянно проживающим в России, запрещено ввозить в страну автомобили, выпущенные в Казахстане по пониженным и нулевым ставкам ввозных таможенных пошлин, — отметили в пресс-службе ФТС РФ.

Если выяснится, что автомобиль был ввезен в нашу страну с нарушением таможенного законодательства, то его регистрация в ГИБДД может быть аннулирована, отмечают юристы.

— В этом случае, чтобы продолжить пользоваться машиной, владельцу придется доплатить недостающую сумму таможенных платежей. В дальнейшем он вправе предъявить претензии продавцу автомобиля, не прошедшего полную таможенную очистку, — подчеркнул адвокат движения «Свобода выбора Сергей Радько.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства ему будет грозить только в том случае, если он знал о том, что автомобиль не растаможен, и сознательно шел на нарушение, отметил Радько.

Растаможка автомобиля по всем правилам обойдется в приличную сумму, отмечают специалисты. По подсчетам Антона Шапарина, в случае с упомянутой Toyota Camry речь идет примерно о 1,1–1,2 млн рублей.

— Если продавцом в Казахстане выступает юридическое лицо, то российскому покупателю вдобавок придется также заплатить еще 20% от суммы сделки в виде НДС, — заявил он.

Превентивные меры

В Федеральной таможенной службе знают о «серых» схемах оформления автомобилей и принимают меры по недопущению ввоза таких машин в нашу страну.

— ФТС России инициирована работа совместно с МВД России и Минпромторгом России по выявлению и пресечению ввоза в Российскую Федерацию автомобилей, выпущенных в Республике Казахстан с уплатой ввозной таможенной пошлины по пониженной ставке, а также по постановке таких автомобилей на государственный учет в Российской Федерации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

По мнению экспертов, это своевременная и правильная мера. Внимание таможенников и правоохранительных органов к автомобилям из Казахстана вполне оправданно, полагает Антон Шапарин.

— Вопрос даже не в том, что кто-то, пользуясь теми или иными лазейками, заработает на них. Хуже то, что от этого впоследствии пострадают простые владельцы автомобилей из Казахстана. Лучше заняться этим сейчас, когда поток таких машин еще не особо большой, чем потом устраивать массовые облавы на такие машины, как это было в ситуации с автомобилями на армянских номерах, — заявил вице-президент Национального автомобильного союза.

Чтобы избежать юридических проблем и претензий со стороны таможенных органов, в ФТС РФ рекомендуют внимательно изучать и проверять документы перед приобретением автомобилей, ввезенных их Казахстана.

— При покупке автомобиля следует учитывать, что в объявлениях на продажу могут быть выставлены транспортные средства, которые не были ранее задекларированы и в отношении которых числится задолженность по уплате таможенных платежей, в том числе и в других государствах – членах ЕАЭС. Во избежание рисков физическим лицам, планирующим приобрести автомобиль в Казахстане, следует получить у продавца документы, подтверждающие, что этот автомобиль был ввезен и выпущен в Казахстане с полной уплатой ввозной пошлины, а не по пониженной ставке или с применением таможенной льготы, — советуют в Федеральной таможенной службе РФ.

Фото: pixabay

Кирилл Сазонов

По материалам: “Известия”

Ранее

Загнаны в уголь

Далее

Ненужные риски

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru