Проблемы с электронными сервисами не прекращаются с начала учебного года

«Такого безобразия, как в этом году, не было никогда», – так говорят о работе школьных электронных сервисов педагоги и родители

Через три недели после начала учебного года нормально не заработал электронный дневник. Педагоги жалуются, что система не позволяет им заниматься домашними заданиями и выставлять оценки, а у детей и родителей сервис периодически не открывается. В последние несколько дней фиксировались проблемы с записью в кружки и секции, а также с оплатой питания: дети не смогли заплатить за заказанный обед и остались голодными.

Непрекращающиеся с начала учебного года сбои в Московской электронной школе (МЭШ) серьёзно отразились на учебном процессе. В минувшие выходные сервис полностью перестал работать, школьники не могли узнать домашнее задание и расписание уроков на понедельник.

– После отключения электронного дневника выяснилось, что в классе сына ни у кого нет расписания на следующую неделю. Оно у нас несколько раз менялось. Про домашнее задание я уже даже не говорю, – рассказала «Октагону» мама пятиклассника Наталья. – Бумажного расписания не оказалось и у классного руководителя. По-видимому, вечером в воскресенье в здание школы отправили кого-то из администрации, список предметов на понедельник нам разослали уже в десятом часу вечера. Домашнее задание дети тоже не выполняли, так как никто его не помнил. Вечером учителя разослали в классные чаты типовое сообщение, очевидно, составленное для всех школ департаментом образования, о том, что плохих оценок за невыученные уроки не будет.

В понедельник утром сбои продолжились: вместе с электронным дневником отключилась система «Проход и питание». Родителям перестали поступать уведомления о том, что ребёнок зашёл в школу. У некоторых детей не срабатывали карточки при проходе через турникеты. В этот день в школах невозможно было оплатить по карточке заранее заказанный обед. Родителей просили давать детям с собой наличные.

«Во вторник карточки “Проход и питание” вроде как заработали, но на mos.ru возникли проблемы с их пополнением. Я не смогла вовремя положить средства. В результате дочь осталась без обеда, хотя у неё были дополнительные занятия до пяти вечера. Попросить еду в столовой в долг ребёнок постеснялся». – Оксана, мама школьницы.

Одновременно со сбоями в МЭШ и системе «Проход и питание» престала работать запись в школьные секции и кружки. С этого года договоры на услуги дополнительного образования родители должны заключать в электронном виде, бумажная подача документов упразднена.

Учителя и родители говорят о том, что после частичного восстановления система продолжает работать с перебоями.

– В нашей школе у части педагогов получается назначить домашнее задание и проставить оценки, других система не пускает. С чем это связано, никто не понимает. Ученики говорят, что дневник у них периодически не открывается. К тому же из системы стали пропадать оценки, выставленные учителями ранее. У детей возникают трудности с выполнением цифровых заданий и просмотром электронных материалов, – пояснила учитель математики Марина Соколова.

По данным источника газеты «Коммерсантъ», сбои в МЭШ связаны с DDoS-атаками хакеров.

В департаментах информационных технологий и образования эту информацию оставили без комментариев. В период сбоев на сайте mos.ru была вывешена информация о плановых технических работах.

Между тем родители обратили внимание на то, что на сайтах московских школ ещё летом появились сообщения, что с 1 августа по 30 сентября в связи с проведением плановых технических работ могут наблюдаться перебои в работе образовательных сервисов.

– Сентябрь – достаточно странное время для проведения технических работ на школьных электронных ресурсах. Эти мероприятия можно было закончить летом. Похоже, состояние сервиса в техническом плане весьма плачевное, он не тянет большую нагрузку и нормально не защищён от хакерских атак, которые участились с началом специальной военной операции на Украине. Если это так, то сбои на ресурсах в ближайшее время вряд ли прекратятся, – считает программист Андрей Пашков.

Тем временем сбои в работе МЭШ показали, что за годы цифровизации образования, в том числе за время пандемии, ученики окончательно разучились работать в традиционном формате.

– Сбои в МЭШ постоянно происходят в начале учебного года, к этому уже все привыкли, – говорит учитель русского языка и литературы Тамара Тимофеева. – Но обычно проблемы решаются в течение недели, дальше система худо-бедно работает. В этот раз неполадки регулярно возникают уже четвёртую неделю. Это привело к тому, что большинство школьников не могут настроиться на учёбу, не делают домашние задания, забывают учебники и тетради. Количество плохих оценок увеличилось. Дети уже разучились работать в традиционном формате, многие даже в пятом-шестом классе не могут правильно записать задание в тетрадь с доски и своевременно его выполнить.

По словам педагога, весь сентябрь родители по вечерам заваливают классных руководителей сообщениями с просьбой прислать домашнее задание. В результате вместо отдыха учителя вынуждены обзванивать других предметников, преподающих в классе.

Родители считают, что в таком положении вещей также виноваты сами педагоги и администрации школ.

«Дело в том, что бумажный дневник для ребёнка – это способ организации, а школы в последние годы делали всё, чтобы отказаться от него». – Ольга Зотова, мама семиклассницы.

– До текущих сбоев в МЭШ большинство учителей в классе дочки вообще не озвучивали домашнее задание на уроке, а задания в электронном дневнике могли появляться после восьми и даже девяти часов вечера, – говорит мама семиклассницы Ольга Зотова. Родители не раз поднимали этот вопрос на собраниях, но наше мнение никого не интересовало. Проблема в том, что администрации школ исправно выполняют план чиновников, учителя получают за работу в МЭШ доплаты, а дети всё меньше и меньше кого-то интересуют. Нормальных учителей, которые пытаются учить детей без безумных цифровых заданий традиционными методами, из школ методично выживают. Теперь получается, что достаточно просто отключить электронный сервис, – и учёба идёт коту под хвост.

По словам Ольги, ещё в прошлом году несколько родителей из их параллели написали отказ от электронного дневника. Но добиться от администрации школы и учителей, чтобы детям ежедневно выставляли текущие оценки в бумажный дневник, родителям не удалось.

– Всё свелось к тому, что классный руководитель просто раз в неделю присылает нам на почту скриншоты с оценками. Учителя говорят, что заполнять дневник им некогда, – пояснила женщина.

В начале сентября стало известно, что технологии МЭШ с 1 января 2023 года планируют внедрять по всей России. Правительство Москвы, Минцифры и Минпросвещения подписали соглашение о сотрудничестве в сфере создания, развития и эксплуатации информационной системы «Моя школа».

Планируется, что в федеральной государственной системе «Моя школа» будут использованы электронный дневник, электронный журнал, портфолио учащихся и многие другие инструменты МЭШ.

Коммуникация на этой платформе будет осуществляться с помощью сервиса для школ в учебном профиле «Сферум» в мессенджере соцсети «ВКонтакте». Предполагается, что с помощью сервиса учителя, школьники и родители будут общаться между собой, обмениваться учебными материалами, участвовать в чатах и конференциях. «Сферум» должен заменить иностранные платформы Zoom и Microsoft teams.

Но ещё на старте проекта родители выражали своё недоверие соцсети «ВКонтакте», без создания аккаунта в которой использование сервиса «Сферум» невозможно из-за большого количества деструктивных групп. Учителя, которые уже имели опыт работы с новым мессенджером, жалуются, что программу достаточно сложно освоить, у сервиса неудобный интерфейс. К тому же он регулярно зависает. Ко всему прочему, сервис предназначен для установки на мобильные устройства. При этом Минпросвещения с 1 сентября запретило использовать мобильные телефоны на уроках в школах. Для каких целей, кроме учебных, тогда нужен «Сферум», участникам образовательного процесса пока не очень понятно.

Фото: pixabay

Светлана Цикулина

По материалам: “РБК”

Ранее

«Знакомый казах» идет к вам!

Далее

Фильтры БАРЬЕР в авангарде импортозамещения

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru