Кто сломал Замоскворецкую линию метро и как ее будут чинить

Участок от «Автозаводской» до «Орехово» закрывают на срок до полугода

За последние годы Москва привыкла к временному закрытию станций (обычно на несколько месяцев) и целых участков линий метро (обычно на несколько дней). А вот и новый уровень транспортных вызовов: с 12 ноября сроком на полгода (ориентировочно) закрывается участок Замоскворецкой линии — от «Автозаводской» до «Орехово». Это нужно, чтобы полностью заменить тоннель от «Кантемировской» до «Царицыно». Что с этим тоннелем настолько не так и почему был выбран столь радикальный способ ремонта, выяснял «МК».

Первое значительное перекрытие участка метрополитена — юго-западного отрезка Сокольнической линии, от «Спортивной» до «Юго-Западной», — состоялось ровно двадцать лет назад, в 2002 году. Тогда в строй вводились реконструированный (а точнее, построенный фактически заново!) Лужнецкий метромост и станция «Воробьевы горы». Именно тогда москвичи впервые увидели сплошные цепочки из бесплатных компенсационных автобусов, идущих по перекрытому Комсомольскому проспекту.

Сейчас повод для закрытия — также реконструкция вплоть до полной замены. Только не моста, а тоннеля — между станциями «Кантемировская» и «Царицыно».

«Необходимость этих работ вызвана техническими недоработками при строительстве данного участка в начале 1980-х годов и сложной геологией с обводненными грунтами, — отмечают в Дептрансе, анонсируя закрытие. — Тогда не было таких современных и надежных технологий гидроизоляции, которые мы используем сейчас».

Руководство метрополитена отметило также, что обслуживание тоннеля велось регулярно и по регламенту, но сейчас требуются «более масштабные работы». Участок был обследован «совместно с экспертами Тоннельной ассоциации, строителями и с привлечением научного сообщества», сообщили в Дептрансе. Итог: «Полная замена старого тоннеля на новый — самый надежный способ, который решит все сложности на десятилетия вперед». Заменить придется около 120 метров тоннеля, делать это планируется открытым способом.

Однако закрыть всего один перегон метрополитеновцы не могут: «выключить» из линии можно лишь участок, ограниченный оборотными тупиками. А эти тупики есть лишь на станциях «Автозаводская» (которая была конечной с 1943 по 1969 год) и «Орехово» (где организован так называемый зонный оборот составов). В итоге из движения на несколько месяцев изымается участок со станциями «Технопарк», «Коломенская», «Каширская», «Кантемировская», «Царицыно».

Кто виноват

Злополучный перегон «Кантемировская»—«Ленино» («Царицыно») был построен в конце 1984 года. Можно сказать, последний предперестроечный участок столичной подземки. И перегон действительно почти сразу оказался проблемным. Об этом рассказал «МК» один из тогдашних сотрудников Метрогипротранса — организации, которая в те годы вела проектирование всего столичного метрополитена.

— Участок проходит рядом с Царицынскими прудами, были проблемы с гидроизоляцией, — вспоминает собеседник «МК». — Вскоре после сдачи участка в эксплуатацию машинист увидел, что шпалы и основания рельсов находятся в воде. Перегон закрыли на ремонт, выговор за протечку получил начальник отдела Сергей Иванович Сеславинский, который позже возглавил весь институт. Но «залечили» перегон тогда грамотно — на протяжении почти 40 лет о проблемах не было слышно.

Тогда ремонт шел чуть больше месяца (участок закрыли 31 декабря 1984 года, вновь открыли 9 февраля 1985-го). Но грандиозного закрытия от самой «Автозаводской» не было — потому что работала старая схема движения до «Каховской». После того как участок «Кантемировская»—«Орехово» вновь включили в работу, началось вилочное движение: часть поездов ехали от «Речного вокзала» до «Каховской», другая — до «Орехово».

Сейчас так сделать не удастся: участок от «Каширской» до «Каховской» пока закрыт на реконструкцию, а когда (нынешние планы — весна-2023) он вступит в строй, это будет уже участок Большой кольцевой линии (БКЛ). А совмещать на одном участке две напряженные линии — крайне плохая идея с точки зрения безопасности перевозок и соблюдения графика: именно поэтому и «вилка» на «Каховскую» когда-то ушла в прошлое.

Что делать

Работы предполагается вести открытым способом (глубина залегания участка — до 13 метров, отмечает Дептранс). В те месяцы, что будет идти ремонт, основная часть Замоскворецкой линии будет работать в обычном режиме от «Ховрино» до «Автозаводской». Дальше на юг будут ходить компенсационные автобусы, которых, как обещают транспортники, будет больше, чем обычно.

Будут и другие уже привычные москвичам «плюшки» для таких случаев: информирование об оптимальных маршрутах на всех носителях и в исполнении сотрудников Центра обеспечения мобильности пассажиров, «горячая» телефонная линия Дептранса (3210) и боты в соцсетях, которые также будут разъяснять обстановку.

Схема компенсационных маршрутов пока, заметим, не подготовлена: ее обещают представить только к 27–28 октября. Уже сейчас понятно, что в эту схему войдут не только КМ, но и «южная связка» между Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиями, а также Серпуховско-Тимирязевская линия и электрички (D2 и пока «непронумерованное» Павелецкое направление). А весной 2023 года — и Большая кольцевая линия на своем «бывшем каховском» отрезке от «Каховской» до «Каширской».

Транспортники уверяют, что это единственный такой участок во всем столичном метрополитене (читай: так скоропалительно большие участки больше постараются не закрывать). «Мы понимаем, — обращаются к москвичам в Дептрансе, — что данные работы внесут серьезные затруднения в привычную жизнь постоянных пассажиров закрываемых станций, но они необходимы, чтобы поездки на метро продолжали быть максимально надежными».

Фото: pixabay

Антон Размахнин

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Нефть загоняют под потолок

Далее

Эксперты оценили версию «бессознательного» полета экипажа "Су-30"

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru