Секвестр бюджета-2023

Как изменится жизнь россиян в связи с новыми реалиями

Федеральный бюджета на 2023 год и плановый период 2024-25 годов успешно прошел первое чтение в Госдуме. Хотя жаркие дискуссии по нему продолжались более трех часов, а против голосовало 80 народных избранников. В общем, будущий бюджет никого не оставил равнодушным. И на то были особые причины.

Как сказал спикер ГД Вячеслав Володин, документ санкционный и блокадный. На предстоящие три года в нем заложен дефицит, который поэтапно будет сокращаться. Пока из 14 разделов, в 11 уже произошло урезание расходной части.

Министр финансов Антон Силуанов назвал приоритетные направления бюджета-23: социалка, национальная безопасность, технологическая независимость (новый термин вместо устаревшего импортозамещения) и, само собой, развитие присоединившихся к России территорий.

В будущем году в бюджете предусмотрен рост прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда и зарплат бюджетников. Также запланирована индексация пенсии на 1000 рублей, в среднем по стране с будущего года она составит 21 862 рубля. Индексация социальных выплат обещает быть на уровне 12,3%.

О каком-то повышении реально располагаемых доходов населения (их нам обещали в 2023 году) в главном финансовом документе страны не сообщается.

Тем не менее, по мнению большинства депутатов, бюджет обеспечивает макроэкономическую стабильность, учитывает ранее принятые социальные обязательства перед населением и отвечает новым вызовам времени.

О том, что ждет россиян в рамках принимаемого бюджета мы попросили рассказать доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева.

– Игорь Алексеевич, как, на ваш взгляд, изменится жизнь россиян в следующем году, если исходить из параметров бюджета?

– Определенный запас прочности у нашей экономики есть. Скажу так: улучшения мы вряд ли почувствуем, но и сильно хуже пока не будет.

– Спасибо и на том. А в целом, какое впечатление оставляет главный финансовый документ страны?

– Пока он принимается в общих, основных параметрах, уточнение показателей будет происходить в последующих чтениях. Главные цифры на будущий год: расходная часть составит 29 трлн рублей, доходная – 26,1 трлн. Дыра – почти 3 триллиона рублей. Дефицит составит около 2% ВВП.

– И на сколько эта дыра большая?

– На самом деле, это сильно дефицитный бюджет. Ведь основные его параметры просчитывались не вчера, а фактически еще летом. С высокой долей вероятности можно предположить, что на самом деле разрыв между доходами и расходами будет еще больше.

– Но в других странах тоже практикуют бюджетный дефицит, это принятая мировая практика. В чем проблема?

– Проблема в том, что если не хватает доходов, чтобы профинансировать все расходы, деньги необходимо откуда-то брать. Возникает вопрос: откуда? Видимо, из нашей «заначки», я имею в виду Фонд национального благосостояния, из которого мы уже недавно взяли 1 триллион рублей – для финансирования текущего дефицита бюджета. Но мы понимаем, что ФНБ не резиновый – это не бездонная бочка.

Правительство утверждает, что основным источником покрытия дефицита бюджета должны стать государственные заимствования. На внешние рынки, по понятным причинам, нам рассчитывать не приходится…

– А внутри страны?

– Это, конечно, вариант, Только размещение ОФЗ у нас проходит не очень гладко. К тому же, брать средства внутри страны – плохо для самой экономики. Они могли бы пойти на инвестиции, развитие отраслей, а уйдут на текущие расходы, будут обескровливать экономику. В общем, не уверен, что нам удастся залатать дыры в бюджете за счет государственных заимствований.

– В 2023 году планируется достаточно резкое снижение инфляции: с нынешней годовой 12,4 % до 5,5%. Такое вообще возможно?

– Бюджет принимается исходя из того, что экономика продолжит снижаться – на 0,8 % ВВП. Если ориентироваться на тенденции последних месяцев, когда в стране фиксировалась дефляция, то такой прогноз мне кажется реалистичным. В случае, что этот тренд нам удастся продолжить и закрепить. Однако риски в экономике будут увеличиваться, она продолжает находиться в кризисе, снижение ВВП закладывается на ближайшие три года.

На мой взгляд, инфляция, все-таки, будет повыше, чем прописано в бюджете, но не критично. В отличии от нынешнего года, она останется в пределах однозначной цифры.

Следует учесть, что сейчас мы обсуждаем официальные показатели, которые не всегда объективно отражают действительность. И курс рубля, и инфляция искусственно зажаты.

– Кстати, о курсе, который по-прежнему многих интересует. Что ждать в наступающем году: он опустится до 70 за доллар? Об этом еще недавно мечтали в правительстве…

– Стимул для того, чтобы рубль был более слабый, у правительства есть. При таком курсе исполнять бюджет будет проще. Экспортные доходы для страны по-прежнему имеют большое значение. Сырьевые отрасли пока главные доноры экономики, поэтому 70 рублей за доллар в будущем году исключать нельзя.

– Простых россиян больше интересуют их личные доходы. Будут они расти в наступающем году, как нам обещали еще летом? Принимаемый бюджет дает основания для таких надежд?

– Согласен, общий фон не очень оптимистичный. Правительство признает, что экономика будет в кризисе, ВВП снижается, предусматривается дефицит… Но рост реально располагаемых доходов населения возможен и в такой ситуации – при замедлении темпов развития. Вспомним кризис 1979 года, когда ВВП Советского Союза снизился достаточно сильно, а реальные доходы людей выросли. Но есть одно «но».  Тогда кризис был краткосрочным. И, что немаловажно, в бюджете  страны была «подушка безопасности». Государство потратило много денег на поддержку граждан.

Сегодня ситуация не та, что была в далеком 1979-м. Даже в нынешнем году, несмотря на то, что кабмин направил на поддержку граждан очень серьезные средства – 10-процентная индексация пенсий с 1 июня, увеличение МРОТ, прожиточного минимума – будет снижение реально располагаемых доходов населения.

Даже с возможностями нынешнего года, когда у государства были финансовые «запасы», произведены существенные выплаты гражданам, нам не удалось переломить тенденцию в снижении доходов.

– На ваш взгляд – самое «узкое» место в бюджете-2023?

– О нем я уже сказал. Не уверен, что дефицит можно будет покрыть за счет государственных заимствований. Я бы сказал, что бюджет не до конца просчитан и сбалансирован. Если не хватает доходов на триллионы рублей, правительство должно четко представлять, где эти деньги возьмет. Нынешний вариант бюджета не гарантирует «сбора» средств. Это означает, что запланированные расходы могут остаться не профинансированными. Поэтому есть вероятность секвестирования бюджета в будущем. Эта манипуляция нам хорошо знакома по 90-м годам прошлого века. Когда автоматически, на определенные проценты, уменьшались расходные статьи, денег на финансирование которых так и не нашлось.

Но напомню, что бюджет будущего года прошел в парламенте только первое чтение. Думаю, что дальнейшее обсуждение документа парламентариями внесет в него определенные коррективы. Хотя, скажем прямо, пространства для маневра и у правительства, и у законодателей не так уж и много.

Фото: pixabay

Владимир Чуприн

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

В Москве появились пьяные снегири

Далее

Накануне старта чемпионата мира - 2022 Катар погряз в скандалах

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru