В НАТО — понарошку?

Атлантисты все еще соблазняют Грузию, но в блок ее пока не берут.

554

Атлантисты все еще соблазняют Грузию, но в блок ее пока не берут, ибо хорошо понимают, что это чревато решительными ответными мерами со стороны России и Ирана

Побывавшие недавно в Тбилиси министры иностранных дел Франции и Германии — Лоран Фабиус и Франк-Вальтер Штайнмайер — заверили грузинскую сторону, что на предстоящем в сентябре этого года саммите НАТО в Уэльсе будут достойным образом оценены «демократические достижения» республики.

При этом глава французской дипломатии подчеркнул, что речь пойдет не о членстве Тбилиси в НАТО, а о «постепенном двустороннем сближении и сотрудничестве». Это означает, что в Уэльсе Грузии стоит рассчитывать не на «Дорожную карту» по вступлению в альянс, а только на очередной «Ежегодный план действий», который никак не прописан в институциональных документах и не подразумевает никаких обязательств со стороны альянса.

Представители блока порекомендовали Грузии «исключительно мирно решать проблемы Абхазии и Южной Осетии» и активизировать переговоры с Москвой, что особенно важно на фоне сложившейся на Украине обстановки». В Тбилиси весьма болезненно восприняли фактический отказ НАТО принимать в ближайшие годы в свои ряды Грузию, считая, что он вызван нежеланием Запада втягиваться в конфликт вокруг «оккупированных территорий». «Грузия полностью выполнила все свои обязательства, накладываемые на страну аспиранта-НАТО», — напомнила министр иностранных дел Майя Панджикидзе, имея в виду, в том числе, участие грузинских войск в операции в Афганистане.

В то же время некоторые грузинские политики считают, что компромисс может быть найден. Он может заключаться в том, что Грузия могла бы получить «Дорожную карту» с оговоркой о том, что «обязательства Североатлантического альянса, предусмотренные пунктом пятым договора о коллективной безопасности (согласно которому государства-члены НАТО рассматривают вооруженное нападение на одного как нападение на всех) распространяются только на территории, где реально осуществляется юрисдикция центральных властей». То есть, в случае приема Грузии в свой состав НАТО продолжает признавать Абхазию и Южную Осетию грузинской территорией, однако уклоняется от участия в решении этой «территориальной проблемы».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что на первом плане для Тбилиси сейчас не столько членство в НАТО, сколько реинтеграция Абхазии и Южной Осетии. Альянс мог бы стать средством достижения этой цели. С другой стороны, ни у кого не вызывает сомнений, что вступление в НАТО с огромнейшей степенью вероятности простимулирует присоединение Южной Осетии к России и увеличение степени интеграции с Абхазией, а это диаметрально противоположно намерениям тбилисских властей.

Эксперт института Евразии Шота Апхаидзе считает, что политическая сила в Грузии, которая согласится на вступление в НАТО без Абхазии и Южной Осетии, по существу приговорит себя к самоликвидации, поскольку такой шаг не будет признан широкой общественностью. Тем не менее, нельзя утверждать, что такой вариант не рассматривается, к примеру, в среде прозападной либеральной политической элиты, которая очень хотела бы втянуть Грузию даже насильственным путем в состав НАТО. Но это будет очень сложным делом, потому что неизбежно породит большое сопротивление грузинского общества, и вряд ли эта элита сможет продвинуть данный проект. На сегодняшний день, полагает эксперт, ни одна партия в Грузии на такой шаг не осмелится.

Тем временем идею интеграции республики в НАТО и ЕС активно продвигает упомянутая прозападная элита, представители которой имеют свои меркантильные цели в отношении этих структур, на чьих грантах они и работают. Для них это не идеология, они просто на этом зарабатывают очень хорошие деньги. А народ уже начинает делать выводы и понимать, что ничего от этого не получит.

Вообще в Грузии все отчетливей звучит мнение, что идея вступления в НАТО не имеет практического смысла, поскольку альянс не сможет обеспечить безопасность в регионе. Атлантисты только используют Грузию в своих целях — грузинские военнослужащие принимают участие в различных операциях НАТО по всему миру, а взамен Грузия ничего не получает. Грузию пока не берут в НАТО и потому, что Запад очень хорошо понимает, что это чревато решительными ответными мерами со стороны России и Ирана. Обе эти страны никогда не смирятся с тем, что на территории Грузии появятся натовские военные базы, угрожающие их безопасности.

Что касается ассоциации с Евросоюзом, то это тоже вопрос отдаленной перспективы. Дело в том, что в Грузии очень много социальных, экономических и правовых проблем, которые не позволяют этой республике в ближайшее время соответствовать стандартам ЕС. В среде правящей либеральной элиты, отмечает политолог Арно Хидирбегишвили, по-прежнему царит русофобия, сопровождаемая непростой криминальной обстановкой и развалом экономики. Если же Грузия вступит в Европейский Союз, то получит сильный отток рабочей силы на Запад. А про грузинскую экономику лучше вообще не говорить: например, сельское хозяйство уже сейчас дышит на ладан, а после вступления в ЕС эта отрасль вообще может исчезнуть, ведь в Европе грузинские товары не нужны, так что республика превратится в потребительский рынок, и грузинские фермеры начинают это осмысливать.

По большому счету, НАТО и Соединенные Шта Грузия всегда рассматривали Грузию как плацдарм для решения своих стратегических задач в регионе. Во-первых, для блокирования процесса нормализации обстановки на Северном Кавказе и минимизации влияния здесь России.

Во-вторых, Грузия для Вашингтона — это выход на Азербайджан и на Каспий, куда американцы пытаются прорваться. Но с приходом в Тбилиси новой власти готовить здесь боевиков, совершать идеологические диверсии, как это было возможно во времена М. Саакашвили, становится все труднее, а то и вовсе невозможно. После того, как все пять стран Каспия на уровне министров иностранных дел подготовили Конвенцию о том, что ни одна из стран, за исключением России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении, не имеет права размещать там свои военные объекты, Каспий оказался фактически потерян для Америки.

Но это не означает, что Грузия теряет свою значимость для вашингтонской политики в регионе. Наоборот, эта республика остается значимой для НАТО опорной территорией на Кавказе, которую атлантисты намерены использовать для укрепления здесь своих позиций. Поэтому вопрос восстановления территориальной целостности Грузии, то есть поглощения Южной Осетии и Абхазии, будет постоянно обостряться. Именно об этом и свидетельствовал визит в Грузию высоких эмиссаров альянса, который «случайно» был приурочен к предстоящим парламентским выборам в Южной Осетии.

Автандил ГОГОБЕРИДЗЕ

обозреватель «НВ»

Ранее

Очень опасные цифры

Далее

Миллионы — на ветер…

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru