В новом году рацион россиян претерпит существенные изменения
Представители ретейла утверждают, что в ближайшие месяцы люди будут обходиться без изысков: кокосовое молоко станет прерогативой гурманов, на смену низкокалорийным йогуртам вернётся старый добрый кефир, индейку заменит курица, а рыба может вовсе исчезнуть из повседневного меню. «Октагон» выяснил, как россияне будут питаться в 2023 году и на каких продуктах начнут экономить в первую очередь.
Продукты питания оказались в лидерах по подорожанию. Согласно данным Росстата, в 2022 году заметно увеличились цены на рис, сахар, шоколадные конфеты, чай, маргарин, яблоки и даже репчатый лук.
Продолжающееся снижение реальных доходов населения уже привело к тому, что многие россияне вынуждены экономить на продовольствии. Согласно данным центра социального проектирования «Платформа», 65 процентов граждан, указывая на ухудшение материального положения, связывают это в первую очередь с внешними обстоятельствами. В частности, в зоне риска находятся базовые потребности: 78 процентов говорят о росте расходов на питание, 86 придерживаются мнения, что в ближайшем будущем прокормить семью окажется труднее. При этом подавляющее большинство респондентов (86 процентов) отметили, что стараются экономить на продуктах, из них 21 процент уже перешёл в режим продуктовой экономии.
Однако под секвестирование попадут не только рябчики и ананасы, заявляют эксперты. Люди начали экономить на простых продуктах.
Кетчуп – наше всё
Традиционно в момент экономии на питании чётко прослеживается падение среднего чека в торговых сетях. Специалисты утверждают: в сегодняшних условиях структура потребления заметно меняется, в частности отрезается всё то, что не нужно каждый день.
– Когда мы говорим о модных трендах в питании, то принято вести речь о новых продуктах, полезных веществах. Но всё это сейчас не про нас: сегодня в первую очередь мы ведём речь о калориях, о том, как дёшево и эффективно восполнить потребность по калориям с минимальной полезностью. Поэтому регресс в питании неизбежен, – поясняет в разговоре с «Октагоном» эксперт рынка пищевых продуктов, руководитель консалтингового агентства Bright Consulting Мария Яшенкова.
Россияне в массовом порядке будут переходить от привычного уже йогурта к сметане, от салями – к копчёной колбасе, от сёмги – к горбуше.
– Приходится констатировать, что полностью рухнул сегмент инновационной еды, он выдаёт очень плохие показатели. Например, растительное мясо демонстрирует падение в диапазоне от 60 до 70 процентов, – продолжает собеседница.
«Ни один оптимистичный прогноз участников этого сегмента не близок к реальности, потому что еда – очень консервативная категория: людям надо привыкать к еде 20 лет, пока не сменится поколение». – Мария Яшенкова, эксперт рынка пищевых продуктов, руководитель консалтингового агентства Bright Consulting.
По её словам, новые вкусы сейчас очень слабо заходят на российский рынок. Например, японский сок юдзу, используемый для питья и приготовления маринада, практически невозможно найти в России, равно как и богатые йодом водоросли нового типа, хотя нехватка йода – давний бич россиян.
Овсяное молоко, которое только начало входить в моду, похоже, в 2023 году станет для большинства потребителей лишь тёплым воспоминанием. Аналогичная участь, по оценкам Марии Яшенковой, ожидает и полезное масло авокадо:
– Нас ждёт пора тотальной продуктовой оптимизации. Например, если совсем недавно россияне стали открывать для себя различные соусы, в холодильниках многих стояло по пять-шесть их видов, то сейчас эта ниша вновь сожмётся. Будет как раньше, то есть кетчуп – наше всё.
Особенно активно экономить в 2023 году россияне будут на мясе: вместо кролика и индейки станет больше курицы, вместо говядины – свинины.
Под нож секвестирования неизбежно попадут и сыры: вместо дорогих и качественных на столах граждан всё чаще будут появляться дешёвые аналоги, то есть от сегмента сыров за 800–900 рублей за килограмм многие перейдут к категории продуктов стоимостью 500–600 рублей. Ни о каких сортовых сырах речи больше не идёт, чаще всего в рационе россиян будет продукция, в которой используются заменители молочного жира.
– Люди с удовольствием ели бы натуральные продукты, они прекрасно различают вкусы, но позволить себе их уже не могут из-за высокой цены, – отмечает эксперт рынка пищевых продуктов.
Уже сегодня представители ретейла фиксируют падение спроса на дорогие кондитерские изделия – стоимость ингредиентов значительно возрастает. Отдельный разговор – вина.
– Для того чтобы в России серьёзно развивалось виноделие, бутылка должна стоить 600–700 рублей. У нас до этого ещё далеко, но за 250 рублей хорошее вино не сделаешь, – признаёт Мария Яшенкова.
Ещё один опасный тренд – ухудшение качества питания, в частности сокращение потребления качественной рыбы, овощей и фруктов. Выяснилось, что россияне экономят даже на покупке яблок.
Три стратегии
Продовольственная экономия будет заключаться в нескольких стратегиях. Первая – частичный отказ от дорогостоящих категорий, например от той же говядины и морепродуктов, объясняет «Октагону» генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Вторая стратегия экономии, которой следует большинство россиян, говорит она, сводится к тому, что люди снижают потребление в целом: покупают меньше продуктов, отказываются от уже привычных брендов и переходят на более дешёвые аналоги.
«То есть потребители экономят и на брендах, и на объёмах потребления. Люди более аккуратно тратят, потому что цены возросли и они хотят удержаться примерно в прежних пределах». – Марина Петрова, генеральный директор Petrova 5 Consulting.
Третья стратегия экономии – когда покупатели снижают частоту потребления, а не только количество продуктов. Допустим, семья покупала сыр два раза в неделю по 300 граммов, а начинает покупать один раз в неделю. В рамках этой же стратегии происходит снижение потребления в кафе и ресторанах.
– Если раньше мы говорили о том, что люди стремятся есть на бегу, ходить в кафе, то сейчас мы видим обратный процесс. В ряде заведений трафик сократился на 40 процентов, – констатирует собеседница издания.
Именно поэтому в следующем году как никогда актуальными окажутся скидки. По свидетельству экспертов, многие граждане снова вернулись в ситуацию, когда они вынуждены искать товар по сниженной цене. Если таковой не находится, от покупки приходится отказываться.
Фото: pixabay
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”