Эксперт рассказал, где кроются корни инфляции
Как и следовало ожидать, 2023 год начался со старых проблем. В первую неделю инфляция составила 0,24%. А покупатели, посетившие магазины в январские дни, увидели новые ценники на плодоовощную продукцию. По данным Росстата, за период с 1 по 9 января в среднем они выросли на 6,5%. В этом плане особо отличились огурцы с помидорами, которые прибавили около 13% стоимости. Что совершенно не удивительно: в крепкие морозы, накрывшие Россию в первые дни года, промышленные теплицы увеличили потребление электро- и тепловой энергии примерно на 30%.
Как считают эксперты, эта группа товаров и дальше продолжит свой бурный рост, поскольку большинство отечественных объектов останавливают производство и готовятся к весенней посевной. Нас ждет импорт продукции из Азербайджана и Турции. Морковка, репчатый лук и свекла дали нам те самые среднестатистические показатели в 6,5%. Меньше всего подорожали капуста и картошка — на 2,35 и 2,02% соответственно. Вообще, нужно отметить достаточной сильный рост на овощи, которые с осени, с начала уборки урожая, в течение трех месяцев демонстрировали ценовой штиль и даже сбивали уровень всей продовольственной инфляции.
Что касается мясной продукции (куры, свинина и говядина), то их подорожание находится в пределах арифметической погрешности. Оно скорее есть (по данным Росстата от 0,04% до 0,1%), чем его нет. Что по-настоящему огорчило домохозяек, так это подорожание на 0,3 % замороженной неразделанной рыбы. На фоне других видов рыб она, собственно, остается пока единственно доступной для покупателей.
Но есть в росстатовском отчете и приятные моменты. В частности, печально известная «сладкая парочка» (или друзья по несчастью) — сахар и подсолнечное масло — не сговариваясь, взяли и подешевели на сотые доли процента. Таким же образом на начало нового года отреагировали молоко, крупы (гречка и рис) с вермишелью, некоторые другие продукты.
В общем, прогнозы торговых сетей, что в январе не будет никакого подорожания еды (по той причине, что после праздников у людей нет денег), не сбылись. Процесс, как говорится, пошел. Цены в разной степени выросли на вареные колбасы, соль и муку, сливочное масло и куриные яйца. Даже на хлеб наш насущный, рекордным урожаем которого мы не перестаем гордиться, и те умудрились увеличиться в первую неделю января на 0,09%. Овощной скачок цен по рейтингу опередил подорожание непродовольственных и медицинских товаров. Уступив пальму первенства только повышению тарифов на проезд в метро. В среднем по России они составляют 7,1%. Недельная инфляция в размере 0,24% — это очень высокий показатель, пожаловался кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев, отвечая на вопросы «МК».
– С какой инфляцией мы рискуем столкнуться?
– По грубым прикидкам, в месяц инфляция составит 1%, а за год превысит 12%. Несмотря на бодрые отчеты властей, рост цен показывает высокие темпы и тенденция сохраняется. Причем, вопреки обычным трендам, когда после новогодних праздников рынок на какое-то время «замораживается». Это аномально.
– Значительный ценовой рост на овощи о чем говорит?
– Все о том же. Необходимо разбираться с тем, как у нас формируется ценообразование на рынке.
– В каком конкретно звене?
– Я имею в виду всю торговлю, не разделять розничную от оптовой, смотреть в целом. У них хватает прибыли, чтобы покрывать свои издержки производства, не повышая цен. А так розница «переводит стрелки» на оптовиков, а те на производителей. Нужно разбираться со всей этой цепочкой, производители-монополисты при каждом удобном случае тоже стараются не упустить своей выгоды. На мой взгляд, именно здесь корни инфляции. Обычно их ищут в монетарной политике, в заключении каких-то контрактов не пойми с кем. Которые не выполняются и которые не имеют никакой юридической силы. Казалось бы, цены уперлись в потолок еще в прошлом году, дальнейший рост исчерпал возможности. Население не способно платить больше. Торговля это понимает, но на снижение не идет, ищет какие-то маркетинговые ходы, чтобы привлечь покупателя. Акции, скидки, дисконты, кешбки…
Фото: pixabay
Владимир Чуприн
По материалам: “Московский комсомолец”