События ближайших недель определят дальнейшую судьбу Восточной Европы
Итоги выборов президента Чехии и референдума в Словакии покажут, останутся ли эти страны приверженными общеевропейским принципам либо сделают ставку на отстаивание национальных интересов. В последнем случае де-факто автономная от ЕС Венгрия может получить союзников, а Россия – потенциально готовых к переговорам представителей в западном блоке. Но насколько верными останутся союзники – большой вопрос.
Образовавшиеся после распада Чехословакии страны нельзя назвать образцами политической стабильности. На протяжении долгого времени они находились под влиянием двух центров силы – России и Евросоюза, – получая от каждого из них свои выгоды. Двуполярная система взаимоотношений привела к появлению в Чехии и Словакии двух внутриполитических блоков – прозападного и пророссийского. Их представители боролись за влияние, периодически сменяя друг друга в составе правительств.
До конца прошлого десятилетия власти обоих государств тяготели к РФ.
Глава Чешской Республики Милош Земан не скрывал пророссийских настроений и призывал к отмене санкций.
Чаша политических весов качнулась в другую сторону в 2020 году, когда Земан публично назвал «абсолютной наглостью» возражения Москвы против намерения Чехии учредить День памяти жертв Пражской весны. Размолвка продолжилась отказом главы республики от участия в праздничном параде в Москве в честь 75-летия Победы. После обвинений со стороны Праги в причастности России к взрывам во Врбетице спираль конфликта начала закручиваться всё сильнее. Чехия стала одной из первых стран, объявленных РФ недружественными. Казалось, что шансов остановить этот процесс нет. Но последние события на выборах президента Чехии преподнесли сюрприз.
В начале января пражский суд оправдал бывшего премьер-министра Чехии Андрея Бабиша по делу о незаконном получении дотаций из фондов ЕС на строительство гостиницы «Гнездо аиста». Расследование дела стало поводом для массовых выступлений против правительства Бабиша и одной из причин проигрыша его партии ANO на парламентских выборах. В ноябре 2021 года правительство Бабиша ушло в отставку. Новый кабинет министров анонсировал проведение политики, основанной на «западных ценностях», и ориентацию на НАТО. А экс-премьер начал подготовку к президентским выборам.
До конца 2021 года результаты соцопросов не гарантировали Бабишу даже выход во второй тур, но оправдательное решение суда изменило расклады. В первом туре бывший премьер занял второе место с результатом 34,99 процента, уступив лишь полпроцента экс-главе военного комитета НАТО генералу армии в запасе Петру Павелу. Оба кандидата вышли во второй тур, который назначен на 27–28 января.
Разногласия в чешском обществе относительно конфликта на Украине дают Бабишу шанс на победу. Несмотря на противостояние с РФ в период нахождения на премьерском посту, он часто заявлял о неэффективности антироссийских санкций и наносимом ими вреде чешской экономике. Говоря о своём сопернике на выборах, он употребляет тезис «президент мира против президента конфликта». На днях по всей республике появились билборды, на которых Бабиш обещает «не втягивать Чехию в войну».
В отличие от оппонента он призывает к созыву «мирного саммита».
На прошлой неделе в чешском парламенте развернулась дискуссия по поводу внесения в Конституцию страны поправок, дающих правительству право принимать решение об отправке солдат за границу без одобрения такой миссии парламентом. Как сообщает TV OTV, представители партии Бабиша высказали намерение обсудить объём соответствующих полномочий кабинета министров, а также поставили вопрос о доверии действующему правительству.
Такая риторика привлекает к Андрею Бабишу пацифистски настроенный электорат Милоша Земана, призвавшего сторонников поддержать политика во втором туре. Значительная часть этого электората, в первую очередь в сельской местности, по сей день симпатизирует РФ.
Дополнительные очки Бабишу даёт изменение настроений в Праге и других крупных городах республики, где на выборах большинство голосов набирают прозападные кандидаты. «Привезённые с собой» украинскими беженцами социальные конфликты заставляют горожан всё чаще задумываться о национальных и собственных интересах.
Евроскептицизм Бабиша сближает его с главой правительства Венгрии Виктором Орбаном. Победа этого кандидата грозит ослабить союзника Украины – Польшу, у руководства которой сложились напряжённые отношения с Бабишем. Но всё это не гарантирует, что победа Бабиша вернёт страну в сферу влияния России. Экс-премьер неоднократно демонстрировал, что делает ставку на прагматические, зависящие от конъюнктуры решения. Оправдание по делу о получении дотаций от Евросоюза даёт ему свободу для манёвра и оставляет возможность для взаимодействия с Брюсселем по ряду вопросов.
Получив три десятилетия назад независимость, словаки начали строить отношения с Россией с чистого листа. Несмотря на расхожее мнение, экономика играла в этом деле не первую роль. Если в начале 90-х годов прошлого века на РФ приходилось до 70 процентов словацкого экспорта, то в 2021 году эта доля упала до 1 процента.
С 2013 по 2020 год объём закупаемой российской нефти в денежном выражении упал в 2,8 раза.
Росли лишь поставки газа: в последние годы Словакия входила в четвёрку крупнейших европейских потребителей российского голубого топлива наряду с Германией, Италией и Белоруссией.
Руководство страны прилагало немалые усилия для развития самосознания жителей. Это повысило популярность проповедующих евроскептицизм политических проектов. Заход европейских корпораций на местный рынок, присутствие в стране сил НАТО и политические указания из Брюсселя часто воспринималось словаками как посягательство на их интересы. Росли антиамериканские настроения, обратной стороной которых стала поддержка России как оппонента США.
Мягкий национализм в совокупности с политическими, культурными и медийными связями с Россией породил особое отношение словаков к конфликту на Украине. В словацкой прессе обсуждались результаты соцопроса, проведённого институтом социологии SAS совместно с агентством MNFORCE. Они показали, что 20,6 процента респондентов хотели бы видеть победу России, примерно столько же, 19,9 процента, желают победы Украине. В промежуточных вариантах ответов большая часть опрошенных, по мнению интерпретаторов исследования, тяготела к поддержке российской победы.
Ряд аналитиков назвал итоги исследования нерепрезентативными, но политические события в республике развивались по той же логике. Пришедшая в 2020 году к власти в стране прозападная правительственная коалиция Игоря Матовича распалась весной 2021 года. Новым премьером стал коллега Матовича по партии «Обычные люди» Эдуард Хегер. Он собрал коалицию заново. Но обновлённый кабинет министров не выдержал испытания украинским кризисом.
В январе 2022 года крупнейшая парламентская оппозиционная партия Smer-SD начала сбор подписей под петицией о проведении внеочередных выборов в национальный совет Словакии и подготовку к референдуму о пребывании НАТО на территории страны. Партия заявила о намерении добиваться отставки правительства в связи с передачей Киеву комплексов С-300. Действующий кабмин терпел неудачи и на экономическом фронте – он не смог принять решение о компенсации гражданам и бизнесу расходов, вызванных повышением стоимости электроэнергии.
К октябрю, по результатам проведённого агентством Focus социологического опроса, уровень доверия Эдуарду Хегеру упал до 22 процентов. В тройку лидеров вместе с президентом Зузаной Чапутовой вошли главы оппозиционных партий «Голос» Петер Пеллегрини (41 процент) и Smer-SD Роберт Фицо (33 процента).
К ноябрю Smer-SD собрала 406 тыс. подписей под петицией о проведении референдума об отставке действующего правительства.
Конституционный суд страны посчитал формулировку соответствующего вопроса неправомерной. В итоге 21 января 2023 года на плебисцит будет вынесен иной вопрос – о включении в Конституцию положения о том, что парламент может быть распущен по итогам референдума или решением национального совета Словацкой Республики. Сегодня принять такое решение может только президент.
В декабре прошлого года президент Словакии Зузана Чапутова представила на заседании парламента социологические данные: 84 процента граждан считают, что страна движется в неправильном направлении. «Если правящая коалиция не сможет переломить ситуацию, нам грозит перерастание политического кризиса в серьёзный кризис демократии. В таком случае будет лучше позволить гражданам заново выбирать своих избранных представителей», – заявила она.
Эти выводы подкрепляют результаты соцопросов, проведённых от имени Еврокомиссии (проект «Евробарометр»). Они показывают, что членство в ЕС считают благом всего 44 процента словаков.
Перед Новым годом правительству был вынесен вотум недоверия.
После этого Smer-SD попыталась взять на себя ответственность за ситуацию в стране. По сведениям TV OTV, на прошлой неделе руководитель партии Роберт Фицо подписал предложение о созыве внеочередного заседания национального совета.
«Мы предлагаем, поскольку отправленное в отставку правительство не управляет и сеет хаос и панику, принять свод мер в борьбе с бешеными ценами и попытаться исправить бардак», – пояснил он.
В случае объединения на досрочных выборах Smer-SD с близкой ей по риторике партией «Голос», которую возглавляет один из последователей Фицо, эта коалиция может набрать большинство голосов. В этом случае у страны также есть шансы начать движение по своему собственному политическому пути. Но будет ли он направлен в сторону России, будет во многом зависеть от самой России.
Фото: pixabay
Константин Джултаев
По материалам: “Октагон”