“Всего несколько месяцев назад всё тот же Альберт Бурла объявил, что Pfizer намерена поднять цену на свою вакцину от коронавируса с 30 долларов до 110–130 долларов”
Появление главы компании Pfizer Альберта Бурлы на саммите Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе на третьем году официально продолжающейся пандемии не могло остаться незамеченным. Особенно если принять во внимание его участие в обсуждении готовности мира к пандемиям. Это реанимировало не только поутихшие за последнее время теории заговора, но и интерес к ведущимся в отношении закупок вакцин от COVID-19 расследованиям.
Выступление Альберта Бурлы на саммите в Давосе было посвящено поставкам вакцин, которые, с его точки зрения, оказались невероятно политизированы. Это, по словам руководителя Pfizer, стало самым серьёзным препятствием для производителей препаратов.
Между тем сам Бурла оказался в центре скандала: в интернете появилось отредактированное видео, сделанное во время его выступления на Всемирном экономическом форуме. На нём он якобы говорит, что в 2023 году его компания поможет сократить численность населения мира на 50 процентов. На самом деле на видеозаписи от 2022 года, которая доступна на официальной странице ВЭФ, Бурла утверждает, что в 2023 году на 50 процентов сократится число людей, которые не могут позволить себе лекарства Pfizer.
Этот ролик набрал популярность в Twitter и других социальных сетях, где его продвигают как запись выступления Бурлы на собрании ВЭФ в этом году. Если учесть, что форум в Давосе всегда был питательной средой для теорий заговора, ничего удивительного в этом нет. Озвученная в 2020 году президентом ВЭФ Клаусом Швабом идея «великой перезагрузки» давно рассматривается как программа самых влиятельных фигур мира по лишению людей прав и свобод посредством принудительных блокировок и обязательных прививок.
Гораздо хуже обстоят дела с отказом Бурлы от общения с журналистами, которые окружили его во время прогулки по улицам Давоса. Они задали главе Pfizer несколько неприятных вопросов об эффективности вакцины от COVID-19.
«Теперь мы знаем, что вакцины не останавливают распространение вируса, хотя вы [Pfizer] утверждали, что они эффективны на 70, 80, 90 и в конечном итоге на 100 процентов. Почему вы скрываете это?» – спрашивали корреспонденты.
Однако Бурла на все вопросы (а их, как утверждают представители СМИ, было 29) отвечал лишь «большое спасибо» и «хорошего дня» и постарался быстро скрыться от назойливых репортёров. В результате это видео стало вирусным, однако по понятным причинам не получило широкого распространения в мейнстрим-прессе, ведь практически все медиа связаны с Pfizer партнёрскими отношениями.
Тем не менее видеозапись общения гендиректора Pfizer с журналистами привлекла внимание Индии. Здесь в информационном пространстве вновь появилась история, связанная с требованием Pfizer освободить компанию от юридической ответственности в случае появления побочных эффектов после вакцинации. «Просто напомним всем индийцам, что Pfizer пыталась заставить правительство Индии принять условия возмещения убытков», – написал в Twitter государственный министр страны по технологиям и электронике Раджив Чандрасекар и прикрепил к своему посту видео журналистской атаки на Бурлу в Давосе.
На самом деле Pfizer выдвигала такое требование во всех закупавших её вакцины странах и везде получила судебный иммунитет от преследования по результатам вакцинации.
Так что, скорее всего, напоминание министра – это лишь часть внутриполитической борьбы в Индии, где отдельные крупные чиновники продолжают лоббировать закупки вакцины от Pfizer.
Скандал вокруг Бурлы разразился буквально на следующий день после того, как Pfizer объявила, что увеличит количество лекарств и вакцин, которые она продаёт на некоммерческой основе, то есть по себестоимости, беднейшим странам мира. Ранее компания предлагала бедным странам на таких условиях 23 своих запатентованных препарата. Теперь список пополнится незапатентованными лекарствами, в результате чего общее количество предлагаемых продуктов составит около 500. Этот шаг является частью инициативы, известной как «Соглашение за более здоровый мир», о которой было объявлено в Давосе в прошлом году.
Не исключено, что агрессивная экспансия Pfizer на рынки развивающихся стран, явно поддерживаемая на уровне международных чиновников, вызвала раздражение у её конкурентов.
Всего несколько месяцев назад всё тот же Альберт Бурла объявил, что Pfizer намерена поднять цену на свою вакцину от коронавируса с 30 долларов до 110–130 долларов. При этом он настаивал на том, что препарат по-прежнему будет «бесплатным для всех американцев», потому что более крупные суммы будут платить медицинские страховые компании. Однако всем известно, что 27,5 миллиона американцев не имеют страховки и вынуждены будут покупать вакцину по завышенным ценам, а страховые компании, скорее всего, переложат расходы на пациентов в виде более высоких страховых взносов.
В то же время нынешний всплеск эмоций вокруг фигуры Бурлы явно не идёт на пользу его главному партнёру – главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. На прошлой неделе координаторы специального комитета Европарламента по COVID-19 проголосовали за то, чтобы попросить её ответить на вопросы о закупке вакцин.
Председатель комитета Кэтлин Ван Бремпт заявила, что хочет полной прозрачности в вопросе «предварительных переговоров», которые привели к приобретению вакцин. Еврокомиссия закупила 900 млн доз препарата с опционом на покупку дополнительных 900 млн доз до 2023 года в результате переговоров фон дер Ляйен с Альбертом Бурлой посредством текстовых сообщений. Об этом подробно писал «Октагон». Впоследствии, когда евродепутаты заинтересовались подробностями сделки, выяснилось, что все сообщения удалены. В Еврокомиссии их якобы посчитали несущественными и не требующими сохранения.
Никаких юридических полномочий, позволяющих заставить Урсулу фон дер Ляйен выступать перед членами комитета, у депутатов нет. Глава Pfizer уже дважды отказывался явиться на заседание. Фон дер Ляйен сделать это будет сложнее. Статья 13 Договора о Европейском союзе предусматривает «взаимное искреннее сотрудничество» между институтами ЕС.
Однако большинство экспертов считает, что в данный момент Европарламент крайне ослаблен так называемым Катар-гейтом. После разоблачений деятельности занимавших самые высокие посты евродепутатов парламент потерял своё моральное положение.
«Европейский парламент теоретически может заставить фон дер Ляйен прийти, угрожая уволить её. Но как он может сделать это в нынешнем климате?» – вопрошает глава брюссельского офиса Центра европейских реформ Камино Мортера-Мартинес.
Фото: pixabay
Варвара Колобова
По материалам: “Октагон”