Доходы компаний с берегов Сенны по-прежнему идут на Запад
Франция планирует производить снаряды для украинской армии, и это оружие будет направлено против россиян. При этом французский бизнес – Lactalis, Lacoste, Danone и другие компании – продолжает работать в России. Уйти с российского рынка мирно им будет уже сложнее: политический негатив может оказаться сильнее экономических выгод.
Покупая сметану «Простоквашино» или йогурт «Даниссимо», мы не задумываемся, куда уходят наши деньги. А ведь эти полюбившиеся российскому потребителю молочные продукты делает французская компания Danone. Бренд, который в России знают уже несколько десятилетий: компания завоевала прочные позиции в российском ритейле.
Кроме упомянутых брендов, французская компания выпускает еще и продукцию марок «Актимель», «Активиа», «Био Баланс», «Тёма» и другие.Но сегодня взаимоотношения экономик разных стран меняются. Жесткие санкции Запада в отношении России спровоцировали уход ряда зарубежных компаний из страны. А непростая общемировая ситуация привела к дополнительным обострениям в товарно-денежных отношениях государств. И, конечно, не остаются незамеченными и шаги европейских стран с точки зрения вмешательства в российско-украинский конфликт.
В частности, Франция начала демонстрировать особую военную активность. Сначала президент Франции Эмманюэль Макрон заявил о том, что его страна поддержит Украину танками. А на днях министр Вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню сообщил, что власти Франции и Австралии договорились о совместном производстве снарядов калибра 155 мм для их поставки на Украину. Причем, объявил глава французского ведомства, «совместными усилиями будут произведены тысячи снарядов калибра 155 мм».
Тем временем французский бизнес продолжает активно работать в России. Это не только Danone. В сфере продуктов питания это также Lactalis (бренды President, Galbani, Parmalat, Белый Город), Bonduelle (консервированные овощи), в прочих секторах экономики – Lacoste (модный бренд одежды и обуви), торговая сеть LeroyMerlin. Но не все готовы вслед за другим бизнесом уйти с российского рынка.
Получается, Франция поддерживает население России, кормит и одевает, и одновременно – направляет на россиян свое же оружие. «Если Европа – Франция, а за ней Германия, например, – продолжает накачивать Украину своей военной техникой, и одновременно с этим европейские компании, работая в России, получают миллионы, которые утекают за кордон, – это несправедливая ситуация. Если бизнес этих стран хочет хотя бы сохранить лицо, лучше ему самостоятельно уйти с российского рынка, уступив место отечественным производителям или «коллегам по цеху» из дружественных государств. Тогда хотя бы мы избежим такой некрасивой картины, когда фактически российские миллионы будут утекать на Запад и вкладываться лидерами европейских государств в вооружение украинской армии», – убежден политолог Сергей Замашнов.
Бизнес недружественных стран, который покинул российский рынок еще в прошлом году, сделал это, пожалуй, даже в более лояльных условиях, чем ситуация, складывающаяся сейчас. Теперь на обстоятельства, мешающие работе иностранным компаниям в России (скажем, давление Запада), накладывается еще и новый негатив из-за обостряющегося военного противостояния западных стран в отношении России.
Скажем, довольно мирно ушла французская компания Renault. Свой пакет акций «АвтоВАЗа» (68%) компания передала НАМИ – московскому Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту, причем за 1 рубль (с правом обратного выкупа через 5-6 лет), а свою вторую площадку на территории бывшего АЗЛК (тут работало ЗАО «Рено Россия») – передала правительству Москвы. Самое интересное, что Renault обставили свой уход максимально дипломатично. Не стали ссылаться на санкции или украинский конфликт. А заявили о «дефиците средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России».
А вот как бизнес выстроит стратегию и тактику ухода в нынешних условиях? Например, Decathlon, французский бренд спортивных товаров, один из крупнейших в мире в этом сегменте рынка, в минувшем году закрыл свои магазины, а на днях объявил о продаже своего бизнеса в России. Danone заявила, что уйдет из России, в октябре 2022 года. Но пока дальнейших шагов мы не наблюдаем. Конечно, очевидно, что выгодно продать такие крупные активы не так просто, и это не быстро. Но в нынешней обстановке французским компаниям явно правильнее будет расстаться с Россией быстрее, чем если они дождутся выдавливания с рынка – как бизнес, представляющий страну, противостоящую РФ.
Можно поспорить с примером, который приводит американское агентство Bloomberg, сравнивая нынешнюю ситуацию в России с положением Южной Африки во второй половине ХХ века, когда в период режима апартеида из ЮАР демонстративно ушло почти 200 западных компаний. Bloomberg говорит о России как об «отвергнутой Западом» и отмечает, что сегодня «экономическая самодостаточность невозможна».
Однако заметим, что факты активной работы западного бизнеса в России как раз говорят о том, что он не хочет уходить с такого выгодного рынка, отвержения тут не видно. А экономическая самодостаточность России как раз возможна, ведь зарубежные компании работают здесь на нашем же сырье, наших мощностях и силами российского персонала.
Кроме того, в ситуации, сложившейся тогда в ЮАР, именно население давило на бизнес, требуя продемонстрировать свою позицию. А из России западные компании уходят, скорее, под давлением сверху – под влиянием политических сил их стран, а также по решению владельцев бизнеса (возможно, принимающих такие решения вынужденно). А вот сейчас они могут попасть и под давление снизу – уже со стороны российской аудитории, готовой проявить патриотические настроения в отношении двойственной позиции иностранного капитала «и нам, и вам». Более того, население той же Франции, да и ряда других европейских стран, выступает против поставок вооружения украинским силам.
Можно вспомнить красноречивый пример такого «народного бойкота» заправок British Petroleum (ВР) в 2010 году. Россияне массово игнорировали эти АЗС после масштабной техногенной катастрофы, которая произошла по вине компании в Мексиканском заливе. В результате аварии на буровой платформе Deepwater Horizon в море вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. Водители в России (как и в других странах) отказывались заправляться на ВР. Не удивимся, если жители России, накопив возмущение, отреагируют и на нахождение на территории страны бизнеса враждебных государств.
Долгое терпение может быстро закончиться. Причем вряд ли россияне будут переживать по уходу зарубежных производителей: и отечественный бизнес успешно справляется с задачами во многих сферах экономики. Если говорить о продукции Danone, то с ней и сейчас успешно конкурируют качественные российские молочные продукты. И полки точно не останутся пустыми.
Как отмечает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев, сейчас Франция поддерживает общую позицию Евросоюза, и «оказывает санкционное давление на Москву на всех уровнях». Бизнесу уходить из России невыгодно экономически, полагает эксперт, однако его могут вынудить так поступить – а значит, компаниям придется принимать такое решение, фактически, в «добровольно-принудительном порядке».
А вот позволять им расщеплять свои активы уже невыгодно для самой России. Да и вряд ли нужно проявлять такую лояльность к западным производителям: пусть сами несут ответственность за происходящее, их денежные потери в ситуации продажи российских активов не должны отражаться на экономике России.
Фото: pixabay
Сергей Михайлов, Антон Кудряшов