Несмотря на кризис, в 2022 году российские бизнесмены активно регистрировали новые компании
Количество созданных юрлиц и индивидуальных предпринимателей в стране достигло почти 1 миллиона, что на 21,6 процента больше показателей 2021-го. Высока активность в сферах торговли, строительства и, как ни парадоксально, производства. Эксперты объясняют: часто компании создают собственники уже действующего бизнеса, чтобы найти новые ниши на фоне снижения покупательной способности населения, ухода с рынка иностранных конкурентов и тренда на удешевление продукции.
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в России за 2022 год зарегистрировано более 953,5 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это новый рекорд, в 2021-м показатель находился на уровне 774 тысяч.
Прирост, превышающий общероссийские показатели, зафиксирован в трёх отраслях: строительной, торговле и IT-индустрии. Строительных компаний, например, открыто почти на 40 процентов больше по сравнению с 2021 годом, а высокотехнологичных бизнесов зарегистрировано примерно на 30 процентов больше. Рост сферы торговли оказался в значительной степени связан с развитием сферы электронной коммерции – в интернет-торговлю из-за низкого порога входа после ковида ринулось большое число офлайн-бизнесменов.
Строители начали играть с юрлицами
Как объясняют участники строительного рынка, положительная динамика в сфере закономерна, даже несмотря на общий спад в экономике в 2022 году.
– По сравнению с другими отраслями в строительстве экономическая ситуация действительно была лучше всего. Причина здесь больше связана с инертностью сферы: в 2022 году девелоперы реализовывали проекты, которые были запланированы и заложены ещё годом ранее, поэтому в целом отрасль проседала несильно. Однако говорить о том, что на рынок вышли новые девелоперы, не стоит – по-хорошему нужно считать, сколько с рынка ушло компаний. Не исключаю, что создание новых компаний нужно было действующему бизнесу для каких-то внутренних целей, – отметил заместитель председателя комитета по аналитике Российской гильдии риэлторов Михаил Хорьков.
Как констатируют сами представители отрасли, пришедшие на рынок в 2022 году, за многими созданными тогда юрлицами стоят люди, которые уже давно работают в строительстве.
– Мы, например, раньше имели головную компанию – ООО, но сейчас перешли на ИП для облегчения налоговой нагрузки. Мы занимаемся проектами по строительству частных домов, а этот сегмент просел, поэтому нужно урезать расходы и переориентироваться на другие, более востребованные работы, например отделочные, – прокомментировал один из предпринимателей Ростовской области, не пожелавший афишировать своё имя.
Участники рынка подтверждают, что количество новых строительных объектов растёт и поэтому повышается спрос на смежные услуги и работы.
– Мы видим, что наши услуги востребованы, поэтому зарегистрировали свою компанию. Объекты сейчас строятся, и их немало, – поделился предприниматель из Татарстана Илгиз Каюмов.
Отъезд IT-специалистов сказался на росте спроса на их услуги
Одним из толчков для развития сектора IT стал отток сотрудников западных компаний и связанная с ним общая перестройка работы оставшихся в России корпораций. Благодаря этому начали появляться новые организации, созданные отечественными IT-специалистами.
– Я программист с большим стажем, работал в Москве и Санкт-Петербурге, но осел в Пскове, где оказываю услуги по инженерному сопровождению бизнеса. В прошлом году я полностью ушёл в это направление, так как заказы начали сыпаться друг за другом: и рестораны, и заводы – всем оказались нужны наши услуги. Раньше они не работали с российским аутсорсом, сейчас у них дефицит таких специалистов, а потребность в поддержке компьютерного оборудования есть. У меня в группе несколько инженеров, – рассказал псковский предприниматель Станислав Солопаев.
В IT-отрасли наметился дефицит кадров.
– Круг программистов в регионах всегда был достаточно узким. Сейчас найти программиста с хорошим бэкграундом на открытом рынке крайне сложно. Поэтому мы видим для себя только один выход – растить кадры самим, – объяснил директор хабаровской компании «Синус Софт» Александр Терехов.
Уход европейских брендов подтолкнул местное производство
Интересно, что неблагоприятная экономическая ситуация и санкционная политика с последующим дефицитом импортных товаров повлияли на рост российского производства.
– Я патриот. Когда увидел, что происходит, решил: нужно поддерживать отечественное производство. У нас была своя разработка – паста для очистки рук, вот я и решил отойти от схемы «купи-продай» и вложиться в организацию производства. Да, маржа здесь ниже, зато качество товара можно контролировать. Товар востребован, западные конкуренты уходят, – сообщил директор новосибирской компании «Отти» Дмитрий Кустов.
Собеседники «Октагона», в прошлом году сделавшие ставку на производство, сейчас отмечают, что их ожидания и реальность серьёзно разошлись.
– Наше производство чистящих и дезинфицирующих средств мы открыли как раз тогда, когда западные бренды стали уходить с рынка и полки в магазинах начали пустеть. Мы сделали ставку на участие в госзакупках, решив, что сможем закрыть потребности социальных объектов региона. Добились качественного товара, который изготовлен из импортного сырья, но столкнулись с суровой реальностью: поставки обходятся нам выше себестоимости продукции из-за того, что среднее снижение цен по большинству тендеров составляет 85 процентов. Мы как производители понимаем, что за такую цену поставить качественный товар нельзя, – пояснила глава тюменской компании «Бытхим-Сибирь» Эльвира Соколова.
По её словам, недавно предприятие выиграло тендер на поставку товара в восемь городов, но из-за того, что все логистические затраты ложатся на исполнителя контракта, контракт стал для компании убыточным. Топ-менеджменту приходится искать новые рынки сбыта продукции.
Бизнесу нужно осваивать новые ниши, чтобы выжить
Как уверяют представители российского бизнеса, в нынешних условиях любому российскому предприятию необходимо меняться, чтобы остаться на плаву. Возможно, это тоже влияет на рост числа регистраций новых компаний.
– Мы уже давно работаем на рынке вторсырья, но до прошлого года не занимались производством. Кризис подтолкнул нас замкнуть на себя всю цепочку – от сбора до производства готового изделия, этого требует общий тренд на удешевление товара. В прежние годы наша цепочка производства состояла из пунктов сбора вторсырья, транспортных компаний, производителей гранул и изготовителей конечного товара. И всем контрагентам хватало денег. Сейчас процесс замыкается в одних руках, и только это даёт возможность снижать себестоимость и оставаться на рынке, – заключил директор новосибирской производственной компании «Композит 54» Андрей Корнилов.
Фото: pixabay
Игорь Лесовских
По материалам: “Октагон”