Суды перетягивают информационное одеяло на себя

Требования гласности и открытости привели к тому, что российские суды завели страницы в соцсетях, открыли каналы в YouTube и Telegram и даже осваивают развлекательный ресурс «Пикабу»

Задача – перехватить повестку у прокуратуры и Следственного комитета, чьи релизы попадают в СМИ куда чаще. Но пока достичь цели мешают проблемы с ресурсами и отсутствие кадров.

Исторически судебная система всегда была наиболее закрытой по сравнению с другими органами власти. В регионах главными инициаторами информационной повестки в правоохранительной сфере служили МВД, СКР и органы прокуратуры. Суды часто сохраняли нейтралитет и не давали комментариев прессе по собственной инициативе.

В последнее время ситуация стала кардинально меняться: судебная повестка выходит в медиапространство, конкурируя с информацией правоохранителей, а в некоторых регионах она уже занимает доминирующее положение. Суды информационно полностью сопровождают резонансные дела – от решений, касающихся меры пресечения для фигурантов, до самих приговоров.

Суды поворачивают к населению

Курс на гласность и открытость в отношении судов поддерживают на федеральном уровне. В декабре прошлого года по решению Правительства РФ российские суды обязали создать и вести страницы в одобренных властями соцсетях – «ВКонтакте» или «Одноклассниках». Такой шаг продиктован изменением федерального законодательства, которое декларировало расширение доступа населения к сведениям о деятельности госорганов. В соцсетях должны публиковаться новости о работе судов, ответы на вопросы, а также размещаться контактные данные судебных органов.

Как признаются представители судейского сообщества, требование выполнили не все, однако работа на этом направлении идёт, хотя и тяжело.

– В регионах не везде понимают необходимость выхода в соцсети. А чтобы вести их хорошо, нужны люди, которые будут целенаправленно этим заниматься. В районных, городских и тем более мировых судах ставок пресс-секретарей нет, работа отдаётся помощникам судей как допнагрузка к основным обязанностям, поэтому и найти человека с горящими глазами сложно. Те успешные практики, которые сейчас есть, – это полностью заслуга неравнодушных сотрудников, – поделился с «Октагоном» работник одного из районных судов России.

В судах создают «единое окно»

Верховный суд РФ совместно с Судебным департаментом мониторят региональные практики и лучшие из них предлагают внедрять в других территориях. Для этого проводятся профильные конкурсы среди пресс-служб, первый из которых выиграли специалисты из Санкт-Петербурга и Свердловской области. Также в судебную систему предлагается вводить так называемые объединённые пресс-службы (ОПС).

– Единая пресс-служба сначала появилась в Санкт-Петербурге, мы у них перенимали опыт. Сейчас ОПС есть и у нас. В середине февраля было утверждено положение работы ОПС, на этой неделе мы создали свой телеграм-канал, который будет использоваться для информирования журналистов и населения, – рассказала пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

Главным плюсом создания объединённых пресс-служб называют возможность более оперативного взаимодействия с органами судебной власти. Если раньше журналист мог запрашивать информацию о деле только в том суде, который его рассматривал, то сейчас ответ на запрос о деятельности суда даже в отдалённом селе можно получить через одного ответственного – сотрудника ОПС.

Судебные каналы стали успешными

Многие суды, перешедшие на формат ОПС, начали создавать и свои телеграм-каналы. Самый успешный проект у Санкт-Петербурга, на канал подписано более 17 тысяч человек. В местном суде отмечают, что основные читатели – сотрудники судейского сообщества, журналисты и юристы.

– Канал не является СМИ по закону. Мы работаем на основании [федерального закона] 262-ФЗ, в первую очередь рассказывая о работе судов. У нас есть ряд преимуществ – например, мы выведены из-под действия закона о персональных данных, и закон о СМИ на нас тоже не распространяется. Возможно, некоторые наши посты напоминают новостные публикации, но это просто наше видение того или иного дела, не более. Цель создания канала – сделать инструмент для быстрого ответа многим на один и тот же вопрос. Я выбрала Telegram и, как показывает история, не ошиблась, – сообщила руководитель ОПС судебной системы Санкт-Петербурга Дарья Лебедева.

Однако популярность телеграм-канала привела к неожиданным последствиям. Сотрудникам ОПС Санкт-Петербурга предъявляли претензии герои постов, а летом 2022 года их увольнения потребовали некие анонимы, которые разослали в городские суды письма с угрозами минирования. Но это не остановило работу объединённой пресс-службы.

– Я считаю, что любая деятельность должна вызывать эмоцию. Мы её вызываем. Мы постоянно отвечаем на жалобы граждан о том, что рассказали об их деле, и разъясняем, что суд – публичный орган. На мой взгляд, суды сейчас готовы к открытости больше, чем участники процессов. Желание убрать ОПС в полном составе, я думаю, есть у многих наших подписчиков, но мы не миллион рублей, чтобы всем нравиться, и цели такой у нас никогда не стояло. Цель одна – объективно, быстро, грамотно и честно рассказывать о работе судов Санкт-Петербурга, – пояснила Дарья Лебедева.

Несмотря на то что многие судебные органы уходят в Telegram, не все готовы перенимать опыт северо-западных коллег.

– Наша работа максимально зарегулирована. Нам никто не позволит раскрывать персональные данные людей и делать острые материалы, как это получается у Санкт-Петербурга. Плюс, кроме соцсетей и телеграм-каналов, с нас никто не снимал обязанности вести сайты судов. Есть нормативные документы о том, как мы должны их обновлять, и эту работу тоже надо делать, ведь эту нормативку Москва постоянно проверяет, – отметил один из собеседников издания.

Суды заходят в видеоконтент

Помимо освоения мессенджеров и соцсетей, российские суды заходят в сферу производства видеоконтента для широкой публики. В частности, Судебный департамент готовится к созданию видеоресурса «Правосудие.ТВ».

В марте текущего года на базе Судебного департамента пройдут мастер-классы по съёмке сюжетов, где выступят сотрудники пресс-служб судов Свердловской области и Краснодарского края. Отметим, что Средний Урал был первым регионом России, где во время локдауна начали вести видеотрансляции резонансных процессов.

– Съёмка видеосюжетов – это также одна из наших фишек. Мы первыми стали заниматься видеоконтентом ещё в те времена, когда это было нелегко с технической точки зрения. Сейчас наш опыт активно перенимают коллеги, – рассказала начальник пресс-службы Свердловского областного суда Екатерина Масленникова.

Сейчас YouTube-каналы Свердловского областного и Краснодарского краевого судов имеют тысячи подписчиков, а сюжеты набирают десятки тысяч просмотров.

Суды идут к массовому зрителю

Российские суды разрабатывают и более необычные методы работы с широкой аудиторией. Например, объединённая пресс-служба судов Вологодской области создала отдельный информационный портал, где не только рассказывает о работе судебных органов, но и публикует аналитические материалы и сведения, касающиеся судебной практики.

– Мы понимаем, что не всё есть в соцсетях, мессенджером Telegram тоже не все пользуются. Поэтому мы подумали о создании отдельного медиапортала, который будет интересен и для населения, и для журналистов, и для юристов. Там у нас и новости, и анонсы мероприятий различных, и судебная практика. Для нас это уникальный проект, – поделилась глава объединённой пресс-службы судов Вологодской области Маргарита Смирнова.

В Санкт-Петербурге вышли на развлекательный портал «Пикабу».

Как объяснила Дарья Лебедева, обращение к этой площадке позволило выявить спектр интересов обычных людей, не имеющих профильного юридического образования.

– Мне хотелось понять, как будет реагировать общество на судебные решения, что интересно обычным людям, почему иногда то, что нам кажется очень важным, не находит отклика у СМИ. И уже сейчас можно сделать несколько выводов. Например, СМИ тоже бывают далеки от общества: многие наши посты, которые не брались СМИ в публикацию, набирали огромное количество просмотров и лайков на «Пикабу». Если просто объяснять людям, почему суд принял такое решение, то реакция следует адекватная. Мне запомнилось, что после поста о взыскании ущерба за машину, разбитую упавшей с крыши льдиной, дискуссия подписчиков ушла в сторону применяемого ЖКС налогообложения, чтобы понять, кто будет платить в итоге – ЖКС или остальные жители дома, которые несут в ЖКС свои деньги. То есть люди приняли судебное решение как есть, не высказали негатива, а начали глубокое обсуждение, – сообщила Дарья Лебедева. По её словам, в планах объединённой пресс-службы и дальше развивать развлекательную площадку, где можно общаться с людьми без посредников в лице СМИ.

Главное – работа с журналистами

В некоторых региональных судах уверены, что следует не развивать отдельные каналы для широкой аудитории, а укреплять связи с узким пулом профессиональных журналистов.

– У нас нет ни телеграм-, ни YouTube-каналов. Мы стараемся работать адресно, у нас нет задачи охватывать максимальное количество журналистов. Мы нацелены помогать журналистам, которые специализируются на судебной тематике. Считаю, что главное – не мешать им работать и создавать возможность самим приходить в суды, читать, слушать, – поделилась мнением начальник отдела по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Верховного суда Республики Татарстан Наталья Лосева.

О сфокусированности на работе с журналистами говорит и пресс-секретарь управления судебного департамента в Новосибирской области Марианна Глушкова, в ведении которой находятся городские и районные суды региона.

«Мы заинтересованы в том, чтобы от наших судов журналистам доходила оперативная и достоверная информация, поэтому мы работаем над этим. Например, у нас среднее время публикаций с момента вынесения интересного общественности решения – порядка 20 минут. А по резонансным делам и того меньше – до трёх минут». – Марианна Глушкова, пресс-секретарь управления судебного департамента в Новосибирской области.

Интересно, что до последнего времени Новосибирская область была одним из лидеров по цитируемости судебных сюжетов. На одно судебное решение приходилось до 190 публикаций.

Как сообщают в неофициальных разговорах собеседники «Октагона», в регионах не все видят возможности для развития каналов, направленных на широкую аудиторию, из-за отсутствия необходимых ресурсов:

– Кадровый голод испытывают суды практически во всех регионах, да и довольствие у людей не такое, чтобы удержать их в системе. Поэтому многие уверены, что развивать нужно контакты с журналистами, чтобы они грамотно и с учётом своей целевой аудитории доводили до населения важную информацию о деятельности судов. От этого и зависит успех роста правосознания людей.

Фото: pixabay

Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Вторая после «Финико»

Далее

«Шашечки» по режиму

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru