Россия пошла по пути Евросоюза в части сохранения здоровья своих граждан и наполнения бюджета.
В настоящее время идет планомерное повышение акцизов, предлагается установление минимальной продажной цены на сигареты. Ситуация интересна еще тем, что и там единое таможенное пространство, и у нас, между Казахстаном, Белоруссией и Россией, единое таможенное пространство. Более того, существующая разница в цене сигарет в Евросоюзе и странах Восточной Европы, позволяет оценить и грядущие проблемы России, в случае одностороннего резкого увеличения продажной цены на сигареты до европейского уровня.
Чтобы понять, что нас ожидает на этом пути, интересно посмотреть европейский опыт повышения цен на сигареты. Прежде всего в публикациях СМИ на эту тему обращает внимание то, что за счет лишь повышения акцизов не удалось соразмерно увеличить поступления в бюджет, число курильщиков также не претерпело заметного сокращения. И одна из причин – рост контрабанды более дешевых сигарет из сопредельных стран и нелегальное производство.
Для примера ситуация на стыке двух разных таможенных зон – статистика контрабанды сигарет в Литву и далее в ЕС – так несмотря на то, что за последние годы в перехваченном литовскими пограничниками потоке контрабанды доля российских сигарет неуклонно сокращается: 2013 год – 116 тысяч пачек, 2012 – 132 тысяч, а в 2011 году — 295 тысяч, растет контрабанда более дешевых белорусских сигарет – разница в цене соответствующих классов сигарет доходит до 2-3-х кратного размера. Так по данным литовских пограничников за 2013 год было задержано 1 млн 365 тысяч пачек белорусских сигарет, в основном фабрики “Неман”, наиболее популярные: „Fest“, „Minsk“, „Premier“, „Queen“, „NZ“. В Литве доля контрабандных сигарет, по оценке руководителя по корпоративным делам компании Philip Morris Baltic Лауринаса Бучялиса, уже достигает трети всего объема сигарет. Исследование проводилось в 20 городах страны, было собрано 5800 пачек, выброшенных в общественных местах. Сельская местность в исследование не попала. Новый толчок к росту контрабанды вызовет запрет на продажу в странах ЕС тонких и мятных сигарет. Литва, которая пытается бороться с контрабандой, не так давно ввела квоту на сигареты с иностранной акцизной маркой (не Евросоюза), согласно которой штрафовать будут не только продавца, но и покупателя таких сигарет. Налоговики решили заставить граждан, у которых оказались такие сигареты, декларировать товар. Однако, по оценкам экспертов, значительного изменения ситуации это не принесет.
Ситуация по другим европейским странам не лучше – в Германии примерно каждая пятая сигарета выкуривается в обход бюджета. А в Берлине доля контрабандного табака достигает практически половины на табачном рынке. В 2012 году в Германии продали 89 миллиардов сигарет. С них был уплачен полагающийся налог. Однако выкурено было существенно больше — 112 миллиардов. 23 миллиарда сигарет — это нелегальный товар. Такие цифры привела управляющая делами союза предприятий табачной промышленности Германии Марианна Триц.
Ежегодное поступление «чужих» сигарет в Германию следующее: приблизительно 7,3 миллиарда сигарет из Польши, 3,8 миллиарда сигарет из Чехии. Большая доля ввозится на вполне законных основаниях, в целях личного потребления. Это своего рода легальный приграничный бизнес, разрешенный ЕС. Но, как минимум, миллиард — это подделки. Еще 3,2 миллиарда сигарет поступают из Украины. Это уже контрабанда, так как Украина не граничит с Германией и не является излюбленным местом отдыха немецких отпускников. Интересно, что много сигарет завозится в Германию из Калининградской области. Там находится Балтийская табачная фабрика, которая ежегодно выпускает около 24 миллиардов сигарет Jin Ling. В самой России эта марка не пользуется особой популярностью, в год продается менее полумиллиарда штук. Таким образом производственные мощности Балтийской табачной фабрики работают фактически исключительно на экспорт — нелегальный. Есть и другие маршруты — через страны Балтии, Черное море в Италию и Грецию.
Причем, проводимая политика на удорожание сигарет приводит к подстегиванию контрабанды. По информации компании «Ингерт», являющейся официальным таможенным представителем в Москве, прибыли контрабандистов астрономические. В одном грузовике перевозится примерно пятьсот тысяч пачек сигарет. Пачку сигарет в Украине, Молдавии или России можно купить за 20 центов, а продать на черном рынке Евросоюза по 2 евро. С одного грузовика получается навар 900 тысяч евро. Ежегодная прибыль сигаретной мафии составляет примерно 6 миллиардов евро. При этом риски минимальные. Таможня крайне редко перехватывает табачную контрабанду.
Раскрываемость подобных преступлений находится на отметке примерно 5 процентов. Многие контрабандисты открывают собственное подпольное производство. Так, стоимость организации мини-фабрики мощностью 4 миллиона сигарет в сутки составляет около 38 тысяч долларов. Затраты на оборудование такой подпольной фабрики полностью окупаются за 6 недель. Так, минувшей весной правоохранители выявили под Варшавой действующую подпольную сигаретную фабрику, на которой было изъято 50 тонн табака.
Завод был оснащен современной техникой и производил продукцию для рынка Западной Европы. Привычной деталью городского пейзажа большинства европейских стран стали азиаты, стоящие с пластиковыми пакетами возле больших супермаркетов. Это вьетнамская сигаретная мафия, которая дополнила восточно-европейскую мафию, традиционно поставляющую дешевые сигареты на Запад из родных краев.
Торговля сигаретами в Евросоюзе поделена между восточно-европейскими бандами и их вьетнамскими коллегами: первые осуществляют закупку и транспортировку, а вторые организовывают розничную торговлю. По данным EUROPOL, контрабанда табака находится в сфере интересов организованной преступности. Ее по рентабельности можно сравнить с торговлей наркотиками, поэтому черный рынок табака обеспечивает криминальным структурам огромнейшие прибыли при минимальных рисках. Кстати, за счет контрабанды сигарет финансируется и терроризм. Помимо Аль-Каиды и Талибана контрабандой сигарет занимаются и другие террористические группировки.
Такова ситуация в Евросоюзе с достаточно отрегулированными согласованными действиями правительств стран-участниц Союза и существующего защитного пограничного и таможенного барьера. Теперь нетрудно представить насколько беззащитной оказалась Россия перед своими союзниками – Казахстаном и Белоруссией, подняв акцизы на свою табачную продукцию, и не имея фактически никаких защитных барьеров – ни законодательных, ни физических. Риск «контрабанды» (юридически этот товар даже контрабандой нельзя назвать) сведен к «нулю», а прибыли начинает приближаться к прибыли получаемой от нелегальной контрабанды сигарет из Восточной Европы в страны Евросоюза. Очевидно, что криминальные структуры в течении коротко времени сориентируются исключительно на России. И простое повышение акцизов или цены – лишь будет подстегивать нелегальный ввоз сигарет из сопредельных стран. Тем не менее как и Евросоюз, Россия приняла решение идти по пути оздоровления нации, повышая цену на сигареты, и исключая из потребления некачественный товар. И уже не избежать повышения акцизов и установления повышенной минимальной продажной цены на сигареты.
Дальнейшее продвижение России по пути оздоровления нации и наполнения бюджета по пути простого увеличения акцизов столкнулось с той же проблемой, что и страны Евросоюза. Поступления в бюджет растут не так активно, население продолжает курить почти в том же объеме, растет доля «чужих» сигарет.
Депутат Виктор Звагельский предложил ввести так называемую минимальную цену на пачку сигарет. Параллельно и министр здравоохранения Вероника Скворцова вышла с подобной инициативой. Различия лишь в размере минимальной цены на пачку сигарет. Звагельский предлагает постепенно поднимать планку, министр же видит путь решения проблемы в радикальном повышении цены – чуть ли не до европейского уровня. Доводы депутата – без выстраивания заградительных механизмов от ввоза «чужих» сигарет, резкое повышение цен вызовет лишь рост контрабанды и ущерб российской экономике.
Как неоднократно уже говорил Виктор Звагельский, необходимо установить таможенные барьеры между странами-союзницами, для нивелирования различия в ценовой политики стран-союзников.
В настоящий момент подготовленный депутатом законопроект по механизму внедрения минимальной цены на сигареты уже находится на рассмотрении в Правительстве. Причем, по оценке автора инициативы, высок шанс внесения законопроекта на рассмотрение Госдумы уже в текущую сессию. Вот как охарактеризовал ситуацию с минимальной ценой на сигареты Виктор Звагельский:
Вопрос: – Принцип формирования минимальной цены на пачку сигарет и предполагаемый размер? Необходимо ли довести минимальную цену до европейского уровня? Как быть с минимальной ценой в Казахстане и Белоруссии после подписания договора о создании Евразийского экономического союза? Каким образом это будет прописано в договоре и будет ли?
Виктор Звагельский: – Минимальная цена прописывалась и рассчитывалась достаточно долго. Здесь нет привязки к какой-то конкретной формуле, то есть делали расчет, исходя из того, что сейчас будет поднят на 20% акциз. Была взята себестоимость, логистика и соответственно покупательская способность, то есть все факторы были взяты воедино, и мы пришли к цене – 55 рублей.
На самом деле понятие минимальной цены в отношении табака давно существует. И до этого естественно это законодательно было прописано, до этого минимальная цена рассчитывалась как 75% от максимальной цены, которая заявлялась производителем. То есть, изначальный посыл был правильный, но на практике это показало, что система не работает, потому что производитель сам максимально занижал минимальную цену для того, чтобы делать меньше минимальную. Когда минимальная цена не регулировалось, это привело к тому, что сегодня понятие «минимальная цена» хоть законодательно закреплено, но имеет абсолютно формализованный характер. Поэтому было принято решение сделать это по аналогии с алкоголем, где принцип минимальной цены очень хорошо работает.
Что касается какой-то индексации, которая будет в будущем, индексация будет касаться только повышения акцизов и возможно привязки к некой инфляционной составляющей, но она сейчас минимальна.
Что касается Таможенного союза, это действительно очень серьезная проблема, потому что и акцизы, и другие виды налогов, которые есть у наших собратьев по Таможенному союзу значительно ниже. И сегодня каким-то общим решением делать единую цену будет очень сложно, потому что ни Казахстан, ни Белоруссия естественно не захотят ставить какую-то цену у себя. Они не против поставить минимальную цену, но она при этом не получиться адекватной нашим 55 рублям. Поэтому при всех наших открытых границах и добрососедском взаимоотношении с нашими партнерами по Таможенному союзу все-таки то, что касается дисбаланса налогов, надо конечно вводить некие таможенные барьеры в виде пошлин для того, чтобы ситуацию выравнивать. Здесь ничего страшного нет. При том, что у нас единое экономическое пространство и зона свободной торговли существует между тремя странами, никто не запрещает внутри стран продавать тот или иной товар, в частности сигареты, так как они считают нужным, абсолютно по любой цене. В этом, кстати, существенное отличие Таможенного союза от стран ЕС, где один продукт везде практически должен стоить одинаково, поскольку там единая валюта. Там есть некие разграничения, касаемые местных производителей, но транснациональный товар, продаваемый везде, должен везде одинаково стоить. Это закреплено уставом ЕС. Вот как раз в Таможенном союзе ситуация немного другая – внутри стран Таможенного союза каждая страна в праве продавать по той цене, по которой она хочет, но перенося это на внешний рынок между нами, здесь цены должны быть абсолютно сбалансированными. Поэтому, если не будут одинаково налоги, а их никогда не будет, то здесь надо просто ставить такие таможенные пошлины, чтобы входящая в Россию пачка сигарет стоила те же 55 рублей. Конечно, это вопрос лежит больше в политической плоскости, но его надо решать, иначе мы ни к чему не придем. Опять же, возвращаясь к алкоголю, мы столкнулись с такой же ситуацией в крепком алкоголе, когда за счет низких акцизных сборов в Казахстане к нам заходит крепкий алкоголь по цене в два раза ниже, при этом абсолютно легальный. И нам сейчас пришлось эту ситуацию исправлять. Но каждый раз менять законодательство Российской Федерации в связи с тем, что у нас не работает правильно таможенное регулирование в рамках Таможенного союза наверно не очень верно.
Вопрос: – Какова позиция Правительства относительно данной законодательной инициативы?
Виктор Звагельский: – Предварительно общение с рядом министерств и ведомств у нас было. Насколько мне известно Министерство финансов в принципе поддерживает это нововведение. Мне кажется, что именно это министерство будет главенствовать с точки зрения подготовки консолидированного отзыва. Я думаю, что проблемы могут быть со стороны Министерства здравоохранения, потому что они говорят о том, что надо обязательно вводить минимальную цену, но она должна быть в пределах 155 рублей. Опять же должно быть какое-то здравое зерно. Если мы очень сильно поднимем цену, это не значит, что завтра все бросят курить. Поднимая цену, поднимая акцизы и не сбалансировано это делая, мы будем толкать, к сожалению, большинство доморощенных производителей именно на производство контрафакта. И с ним очень тяжело будет бороться.
Пока мы признаем сигареты легитимным товаром, не называем их наркотиками, не запрещаем их, они должны ложиться пусть в расширенную, но потребительскую корзину. То есть, нельзя делать так, что за счет покупки сигарет, курящий человек не смог купить себе хлеба или колбасы. Человек, который курит, он так и так табакозависим и в общем, если это будет бить по его бюджету, то, к сожалению, во многих случаях, и европейская практика уже показала, сигареты будут покупаться за счет того, что не будут покупаться более нужные товары потребительской корзины. Поэтому поднятие цены должно абсолютно сбалансированное, но и цена не должна быть очень низкой.
Вопрос: – Может спрогнозировать ориентировочные сроки принятия законопроекта? В весеннюю сессию?
Виктор Звагельский: – Все будет зависеть от того, насколько дружно Правительство нас поддержит. Если не будет дополнительных согласительных комиссий, если Минздрав не будет очень сильно сопротивляться. Я допускаю некое сопротивление со стороны Минпромторга, потому что ведомство наверняка встанет на защиту так называемых отечественных производителей. Хотя большая часть отечественных производителей не против минимальной цены, а есть просто ряд компаний, которые действительно делают очень дешевый товар и далеко не самый качественный, и не секрет, что эти компании при очень низком контрафактном присутствии на российском рынке, все-таки балуются контрафактом. Вот они сегодня развили бурную деятельность. Мы это ожидали, потому что они считают, что в этом случае они станут неконкурентоспособны. И сегодня это забота об отечественном производителе, она конечно очень важна, но в данном случае, мне кажется, что в том, что сейчас происходит это такой щит, которым прикрывается ряд не совсем порядочных производителей, которые простое теряют полулегальный рынок. Поэтому насколько правильно в этом разберется Минпромторг, насколько правильно в этом разберется Министерство экономики будет зависит насколько быстро это будет принято. Если они подойдут к этому достаточно правильно и не формализуют этот вопрос, то, мы надеемся, первое чтение мы пройдем в эту сессию.
Борис ТУМАКОВ