«Зеленый» ветер надежды

Серьезный разговор о месте человека в природе.

82

Взбунтовавшиеся в Сибири горные реки не помешали участникам Первого Алтайского (экологического) форума, в числе которых был и спецкор «Нового вторника» Анатолий СТРОЕВ, серьезно поговорить не о природе в жизни человека, а о месте человека в природе

Одобрением «Хартии Алтайского содружества» завершился Первый Алтайский форум под названием «Соразвитие общества, человека и природы в контексте диалога цивилизаций», на который собрались руководители российских министерств, ученые, философы, бизнесмены из многих стран мира и прежде всего — из государств, которых объединяют горы Алтая: России, Китая, Казахстана и Монголии.

Прочитал как-то новость о кочующем гигантском острове мусора в Тихом океане и был потрясен: до такой степени надо было бездумно швырять в море все, что ни попадя, чтобы в итоге образовался настоящий «мусорный континент». А ведь когда-то, в моем далеком детстве, каждая одинокая бутылочка из пластмассы да еще с надписью не на нашем языке, найденная нами, сахалинскими мальчишками, на берегу Татарского пролива, воспринималась как редкий и радостный подарок моря. Сейчас этой пластмассы на том же сахалинском берегу видано-невидано — и вся отечественного производства. Благо, прогресс превратился в свою прямую противоположность. Как свидетельствуют ученые, пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной ежегодной гибели более миллиона морских птиц и более ста тысяч особей морских млекопитающих. Жуткие цифры!

Вот так нам мстит стремление человечества к якобы удобному житию и освоению все новых и новых открытий в технологиях, производстве и замене природных материалов на искусственные.

Собравшиеся на Первый Алтайский форум в живописном месте — среди гор и леса — представители бизнеса, науки, власти из многих стран мира не единожды обращались к Катуни, бегущей в трех метрах от нашего конференц-зала, как к живому воплощению природы, с которой люди, слава богу, спохватившись, пытаются наладить ныне равноправный диалог. А что нам еще остается? Либо мы будем продолжать создавать искусственные острова из мусора и отходов в океане и воздвигать опасные горы на земле, потреблять во все возрастающих масштабах всевозможные химикаты, вносимые в продукты, либо найдем согласие с природой и спасем жизни будущих поколений.

Слова «зеленая экономика» стали своеобразным паролем нового форума, который проводился Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций» по инициативе заместителя министра экономического развития Российской Федерации Андрея Клепача, участника сессий Родосского форума.

Владимир Якунин — президент ОАО «Российские железные дороги» и основатель форума «Диалог цивилизаций» – приехал к нам прямо из Астаны, где участвовал в подписании договора о создании ЕАЭС. Был краток, лаконичен. И неожиданно узнал от ученых, что железные дороги по параметрам «зеленой экономики» менее другого транспорта загрязняют окружающую природу. Но говорил он не о своем ведомстве — о человеке. 17 тысяч химических соединений используют в настоящее время люди! Вдумайтесь: 17 тысяч! И лишь десять процентов из них изучены с точки зрения влияния на человека, что потрясает еще больше. О последствиях их влияния мы узнаем как о пожаре в доме — в последнюю минуту?

«Человек — часть экосистемы Земли, — заключил Якунин. — И надо внимательно изучить его состояние в природе».

Об этом же — о месте человека в природе, а не о природе в жизни человека – говорили многие выступавшие на форуме. Ведь вот что удивительно: современные люди, особенно в промышленных центрах, сами себя вытеснили на обочину природной среды. Сергей Бобылев, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ, считает, что традиционная модель экономики — антиэкологична и даже антисоциальна. Но создать «зеленую экономику» в одной отдельно взятой стране, по его мнению, невозможно — надо договариваться всему цивилизованному сообществу. И надо менять показатели прогресса. Он поддержал организатора Алтайского форума Андрея Клепача в том, что Россия — страна с огромными неосвоенными ресурсами. Но… Перенос части предприятий в Сибирь и на Дальний Восток должен проходить под знаком создания новой экономики, которая не должна разрушать там естественную среду.

Сознаюсь честно: мне не нравятся слова «должен», «должны». Кто, кому и что должен? Нет ли тут попытки укрыться за некой неопределенностью: мол, кто-то и что-то должен. И весь вопрос в этом: а кто должен? Назовите их фамилии и должности, степень их ответственности. Участник форума — епископ Городецкий и Ветлужский Августин сказал мне определенно: только по-иному воспитанные люди смогут стать теми ответственными личностями, которые вот это «долженствование» перед природой и человеком возьмут на себя. И он пытается в созданном им центре прививать молодым людям понимание себя как части природы, а не как лишь потребителей ее даров, будь то грибы в лесу или нефть и газ из месторождений.

И когда мне уже показалось, что выступавшие участники форума, особенно из США, Англии и другого дальнего зарубежья, увязли во взаимоотношениях человека и природы — а отношения эти весьма и весьма сложны, слово взял Александр Адам, профессор, зав. кафедрой экономического менеджмента Томского университета. Его выступление я пометил сразу тремя восклицательными знаками. Ибо за пятнадцать минут он в сжатом виде изложил программу воспитания и обучения жителей области не просто бережному отношению к природе, а как раз тому, о чем говорили многие ученые — о месте человека в окружающем его мире. Причем, начиная с детского сада и до взрослого грибника, отправляющегося в лес за сборами его даров. Это прекрасно организованная вертикаль экологического воспитания людей, которая пусть и не сразу, но принесет свои — человеческие — плоды. Системы экологического образования, в которую неразрывными звеньями должны быть включены детсады, школы, библиотеки, вузы и властные структуры, как раз и не хватает сегодня в российских регионах.

Предлагаю срочно просить Александра Адама (какое совпадение фамилии и должности!) поделиться своими программами по экологическому воспитанию населения со всеми российскими регионами, сделав их обязательными.

Помню, еще в первый мой приезд в Горный Алтай — примерно тридцать лет назад — уже вовсю шли разговоры о строительстве ГЭС на Катуни. Кое-как отвоевали реку. Теперь вот призраком замаячили газовые трубы — из Сибири в Китай. Правда, выступавший руководитель Центра исследований России и Центральной Азии университета имени Джавахарлалу Неру из Индии Моханти Арун внес интересное предложение: продолжить газопровод до его страны — и тогда экономический эффект будет гораздо выше. Дорога-то прямая. Только, думаю, духи гор вновь воспротивятся, как и местное население, свято берегущее нетронутость своей природы. На мой прямой вопрос: «Так что делать с природой?» — я получил прямой ответ от президента Духовного центра тюрков «Кин Алтай», главы рода телёси Кине Акая: «Оставить ее в покое».

Кто-то из выступавших ученых сказал, что доход от сделанного гораздо ниже, чем природная рента от несделанного. Тут научиться бы считать. О чем и говорили на форуме… Разумеется, с большой надеждой, что их услышат не только на Алтае, но и в других регионах и странах.

Суровая и быстрая Катунь, которая все дни форума с деланным равнодушием, но с упорством и мощью несла мимо не только бурные воды, но и все, что попадалось ей на пути — деревья с вывороченными корнями, деревянные опоры линий электропередач, части каких-то строений, вдруг, видимо, осерчала и решила показать свой норов. Еще вчера мы гуляли по дорожкам базы, а утром там уже бурлила вода, поглотив деревянную, довольно живописную ограду, теннисные корты и детские площадки… Пришлось срочно покидать гостеприимную базу «Турсиб» и попытаться еще проскочить по трассе. Не успели: Катунь и ее накрыла потоком в считанные минуты. Хорошо, что нашелся мощный джип, который перевозил нас по несколько человек, петляя среди могучих деревьев, по лесной колее, им же пробитой. Приключение не для слабонервных.

Паводок, которого не было почти пятьдесят лет на Алтае, демонстрировал свою беспощадность по отношению к человеку, уже успевшему забыть, что бывает, когда горные реки выходят из берегов. Печально взирали владельцы многочисленных турбаз на уходящие под воду строения, спешно покидали места обитания с лодками и катамаранами на крышах автомобилей отчаянные рафтингисты. А ниже по течению тонули село за селом…

Найдем ли мы общий язык вот с такой природой — разгневанной и беспощадной, перед лицом которой человек бессилен? Наверно, следующий форум «Алтай», как мне кажется, начнется именно с этого вопроса. А потому точку в диалоге общества, человека и природы пока ставить рано…

Анатолий СТРОЕВ

спецкор «НВ»

Ранее

Проблема выбора

Далее

ЕГЭ с третьей попытки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru