Как предлагают бороться с матом в Интернете депутаты Госдумы
Депутаты Госдумы и эксперты 30 июля за круглым столом обсудили способы борьбы с нецензурными выражениями в Интернете. Говорили не о том, что ругаться матом в принципе нехорошо, а о том, как очистить от неприличных слов русскоязычный сектор сети – нужно ли для этого вводить государственное регулирование или же с ненормативной лексикой способно справится само интернет-сообщество.
– Раньше матом не ругались, только какой-нибудь пьяница, да и то, такой был один на семью, – выразила свою точку зрения депутат от «Справедливой России», председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, которая была инициатором проведения круглого стола. – А если кого-то оскорбляли, за это били.
Депутат выразила сожаление, что сейчас за ненормативную лексику в Интернете не наказывают.
– Есть мнение, что мат в Интернете – это нормально, но мы считаем иначе, – продолжила Мизулина. – Ведь само понятие «нецензурная брань» происходит от старославянского «брань», то есть война, унижение, конфликт. Основой нашего общества должны быть любовь, доброта, терпимость, согласие, ведь путешественники во все времена отмечали доброжелательность и теплоту нашего народа.
Незадолго до круглого стола появились слухи о том, что Мизулина готовит проект закона о блокировке страниц в социальных сетях, на которых присутствует матерщина. Однако депутат опровергла эту информацию, заявив, что предварительно хотела обсудить эту проблему с интернет-сообществом.
На встрече за круглым столом Мизулина озвучила свой метод борьбы с матом в Рунете – ставить антиматерные фильтры не на домашних компьютерах пользователей, а на интернет-площадках.
Коллега же Мизулиной по думскому комитета Ольга Баталина предложила распространить действие административного и уголовного кодексов и на публикации в Интернете, а не вводить каких-то ограничений.
– Всегда ли можем мы повторить содержание собственного твиттера в глаза человеку, которому пишем, в офлайне? Нет … То же самое выражение, произнесенное в публичном пространстве, в конечном счете приведет к применению одной из статей или уголовного или административного кодекса, – считает Баталина.
Интересно, что буквально накануне Следственный комитет возбудил уголовное дело по поводу оскорбления Мизулиной и Баталиной в Интернете. Мизулина сказала, что пожаловалась только для того, чтобы выяснить, как следствие и суд будут использовать правила из реальной жизни применительно к онлайну.
– Мат – это предтеча конфликта, даже если в дружеской компании и за бутылкой водки, особенно за Уралом, – уверенно сказал председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и СМИ Алексей Митрофанов. – И в рамках строительства новой системы нам выпала обязанность заняться профилактикой мата в Интернете. Хотя, например, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) хотелось бы, чтобы этот вопрос никогда не решали.
Правда, ничего конкретного по борьбе с матом в сети глава комитета СМИ не предложил.
Матвей Алексеев из Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета и эксперт РАЭК рассказал депутатам о том, что технических методов отсеивать мат в Интернете нет. Кроме того, любое вмешательство законотворцев в эту область с попытками отфильтровать нецензурщину, может привести к разрушению сложившейся инфраструктуры сети.
– Все, что можно сейчас сделать, — это создать портал со списком различных сервисов, которые можно использовать на домашнем компьютере, чтобы ввести «родительский контроль», чтобы фильтровать нежелательный контент, — сказал Алексеев.
Мизулина продолжала настаивать на своем, заявив, что идея фильтровать контент, устанавливая фильтры на домашние компьютеры, ей не импонирует, поскольку у родителей могут возникнуть проблемы с настройкой фильтров. Будет лучше, если фильтрацию станут осуществлять сами провайдеры, считает председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей.
Главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН Константин Колин отметил, что русский язык — это стратегический фактор обеспечения национальной безопасности России, поскольку он воздействует и на сознание, и на подсознание человека. Поэтому нецензурные выражения надо воспринимать национальную угрозу. А бороться с ней, по мнению Колина, можно воспитанием молодого поколения в школах, введением очень жестких штрафов за распространение нецензурной лексики в Интернете и созданием целевой программы «Духовная культура России».
Подводя итоги круглого стола, Елена Мизулина отметила, что следующее обсуждение методов борьбы с нецензурными выражениями в Интернете состоится осенью, во время парламентских слушаний. Глава комитета по делам семьи, женщин и детей также пообещала, что участвовать в них смогут и представители интернет-сообщества.
Впрочем, от того, будут или нет присутствовать эксперты на осенних слушаниях, скорее всего мало что изменится. По крайней мере, на прошедшем круглом столе доводы людей, профессионально занимающихся Интернетом, похоже, никак не повлияли на позицию депутатов.
Андрей Яковлев