Министр просвещения Сергей Кравцов заявил о планах ведомства начать подготовку учителей-предметников для 5–9-х классов на базе учреждений среднего профессионального образования (СПО)
Сейчас после окончания педагогических колледжей могут приступать к работе только учителя начальных классов и воспитатели детских садов, остальным нужно получать высшее образование. Инициатива министра вызвала неоднозначную реакцию в экспертном и педагогическом сообществе: расхожей стала версия о том, что новшество будет внедряться ради экономии на зарплатах.
О решении привлекать выпускников учреждений СПО к преподаванию в средней школе Сергей Кравцов сообщил во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме:
«Готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы».
Очевидно, подобные меры связаны с ежегодно растущей нехваткой школьных учителей, ранее министр просвещения признавать проблему не хотел. На протяжении нескольких лет Сергей Кравцов убеждал общество и президента, что вакансий в школах лишь около 1 процента; такие же данные регулярно приводила его предшественница Ольга Васильева. Но, по самым скромным оценкам, дефицит учителей в стране превысил 250 тысяч человек, оставшиеся в школах педагоги трудятся на полторы-две ставки. Нежелание специалистов работать в школе во многом связано с низким уровнем зарплат в регионах и перегрузками.
Депутат Госдумы Олег Смолин полагает, что предложенные министерством меры являются паллиативными и не помогут решить проблему. По убеждению парламентария, главная цель реформ состоит в экономии на оплате труда педагогов.
«Кадровый голод в школе вызван во многом искусственно, поскольку уровень оплаты труда учителя не соответствует сложности работы, психологической напряжённости и квалификации. Видимо, министр просвещения не без основания полагает, что у выпускников колледжей требования к уровню оплаты труда скромнее, чем у выпускника вуза. Если мы хотим преодолеть кадровый кризис в образовании, то другого способа, кроме увеличения финансирования образования и зарплат педагогов, не существует», – высказал мнение депутат на своём канале в «Дзене».
– В последние годы с качественным обучением детей математике и физике не справляются даже многие выпускники педвузов. Результаты ЕГЭ по этим предметам вновь ухудшились, не лучше картина и на ОГЭ, – рассказывает «Октагону» учитель физики Михаил Комычев.
«Это связано и с падением качества педагогического образования, и с тем, что лучшие учителя уходят из школ из-за высокой нагрузки и низких зарплат. Скорее всего, после прихода в школы предметников со средним специальным образованием результаты школьников по этим дисциплинам снизятся». – Михаил Комычев. учитель физики.
С точки зрения педагога, колледж не может дать настолько глубоких знаний по предмету, как вуз. Лишнее тому подтверждение состоит в том, что в известных физико-математических школах математику и физику часто ведут выпускники Физтеха, МГУ или ВШЭ.
– Таким педагогам проще заинтересовать детей своим предметом, дать знания, выходящие за рамки школьного учебника и необходимые на выпускных экзаменах. Уже сейчас ученики из обычных школ, с которыми я занимаюсь дополнительно, рассказывают о том, что не понимают объяснения учителя на уроках. Некоторые типы задач не разбираются, многие дети вытягивают предмет на нормальную оценку только за счёт различных онлайн-уроков – часто к ним отсылают сами же педагоги. С приходом в школу выпускников СПО живые уроки могут в большинстве школ окончательно превратиться в трату времени. Не исключено, что именно в этом и состоит цель чиновников от образования, – полагает Михаил Комычев.
Предложение Минпросвещения вызвало бурную дискуссию в педагогическом сообществе. Часть учителей восприняла инициативу как попытку чиновников окончательно обесценить профессию. Их оппоненты считают, что многие педколледжи могут дать более качественное образование, чем вузы, по крайней мере в контексте преподавания методики и практической составляющей.
Укоренившееся в обществе мнение, что в колледжи идут одни троечники, неверно, считает учитель английского языка Алина Крайнова. Часто таких учеников больше на платных отделениях высших учебных заведений. К тому же в ряде педколледжей конкурс выше, чем в вузах, и в результате на бюджет попадают способные ребята, говорит она.
– Я окончила сначала педагогический колледж, а затем вуз. Могу сказать, что в СПО методику и педагогику нам преподавали значительно глубже. Кроме того, намного сильнее была и практическая составляющая. Нас обучали и работе с документами, и правильному общению с родителями.
«Конечно, в вузе по некоторым аспектам удалось получить более глубокие знания, но без достаточной методической подготовки использовать их в реальной практике было бы значительно сложнее». – Алина Крайнова, учитель английского языка.
– Другое дело, что чиновники сильно ошибаются, думая, что им удастся легче заманить выпускников СПО на работу в школу на кабальных условиях, чем молодых педагогов после вузов. Хорошие специалисты сейчас знают себе цену независимо от наличия высшего образования, – уверена Алина Крайнова.
Инициатива чиновников в сфере образования неминуемо приведёт к дальнейшему снижению качества школьного обучения, отмечает учитель истории Иван Травников. Он напоминает, что ещё 20 лет назад госчиновники хотели обязать всех учителей начальной школы иметь высшее педагогическое образование.
– Даже после вуза мне приходится постоянно заниматься самообразованием, чтобы качественно учить детей и иметь возможность отвечать на все их вопросы. В колледже на изучение профильного предмета отводится значительно меньше времени. С точки зрения школы, оттуда выпускаются специалисты так называемого краткого содержания. К тому же мы пока не знаем, как будут реализованы новые программы подготовки учителей для 5–9-х классов в СПО.
«Судя по текущим тенденциям, их подготовка может свестись к обучению натаскиванию детей на ОГЭ по своему предмету, многие школы сейчас начинают этим заниматься с пятого класса. Но для качественного образования это гибель». – Иван Травников, учитель истории.
В 5–9-м классах закладываются базовые знания, возникает интерес к определённым предметам. Если в этот период бездумно заучивать учебник и вопросы тестов, то потом сделать качественный скачок для ребёнка будет уже очень непросто, – поясняет педагог.
Чтобы заинтересовать ученика, учитель должен знать гораздо больше него. В 8–9-х классах встречаются очень продвинутые и умные школьники, и с такими нужен кругозор, который, как правило, даёт только вуз, считает доктор педагогических наук Александр Пищелко. В среднем специальном образовании больший акцент делается на практической подготовке, что тоже нельзя назвать недостатком.
– Предложение Минпросвещения, конечно, не ново – такой опыт уже использовался в стране в 1930–1940-х и начале 1950-х годов, но тогда шаг считался оправданным для открытия максимального количества школ. Сейчас основная проблема кроется не в нехватке педагогов, а в их нежелании работать в государственных образовательных учреждениях. Это системный кризис, связанный с хроническим недофинансированием и многочисленными реформами, которые сотрясают школу уже 30 лет, – делает вывод эксперт.
Фото: pixabay
Светлана Цикулина
По материалам: “Октагон”