Средневековая Европа полна пикантных парадоксов, о которых не расскажут в школе.
По средневековым представлениям, любая женщина должна была принадлежать к той или иной страте. В противном случае её ждало одиночество и презрение общества. Как ни странно, проституция была не худшим выходом из ситуации.
Как относились к женщинам в Средневековье
По словам медиевиста Розали Гилберт, в Средние века социальный статус женщины определялся не возрастом, не образованием и даже не профессией, а сексуальным статусом. Соответственно, представительницы слабого пола делились на девственниц, жён, вдов, проституток. Девственницам/незамужним и вдовам заниматься сексом запрещалось.
Девственницы считались брачным товаром, полуфабрикатом. Если не брать во внимание такие исключения, как святая великомученица Агнесса Римская или Кристина из Маркьяте, каждая девственница скорее рано, чем поздно переходила в статус жены. Тех, кто потерял девственность вне брака, никто замуж не брал. Но при желании такие девушки могли “обойти систему”, обратившись к гинекологу вроде Тротулы де Руджеро, которая восстанавливала целомудрие хирургическим путём.
Если жена изменяла мужу, это строго каралось и отрезало женщину от жизненных благ. У вдов было два пути: выйти замуж повторно либо отказаться от секса в принципе. Поскольку все общественные отношения в Средние века были строго регламентированы, для сексуальной свободы (по крайней мере, женщинам) места не было. Для вольнолюбивых особ, не желавших стать изгоями, был один выход — пойти в проститутки.
Как относились к падшим женщинам в Средние века
Всё было не столь однозначно.
— С одной стороны, женщина, которая становилась проституткой и продавала своё тело, грешила сразу на нескольких уровнях морали, а с другой — иногда, по мнению общества, это было на деле не так уж плохо, — отмечает специалист по истории Средних веков Розали Гилберт.
Духовный авторитет своего времени Фома Аквинский поощрял проституцию и называл её “необходимым злом”. По его словам, блудницы спасали “честных девушек и жён” от разврата, а мужчин — от гомосексуализма.
По словам Пьера Видаля из города Акс-ле-Терм, сеанс с проституткой был не актом прелюбодеяния, а банальной финансовой сделкой. Наймом, ничем не отличающимся от услуг прачки, швеи или уборщицы.
По словам Розали Гилберт, в проститутки шли либо от бедности, либо чтобы при подмоченной репутации (“порченые” девушки, неверные жёны) обрести некий устойчивый статус. Были и авантюристки, а некоторые делали успешную карьеру жрицы. Другие женщины становились хозяйками борделей и пользовались влиянием в обществе.
Бордель можно было отыскать в любом средневековом городе. С 1273 года — в Аугсбурге, с 1278-го — в Вене, с 1292-го — в Гамбурге, с 1293-го — в Базеле, с 1300-го — в Эсслингене. В Штеттине в 1309 году была целая “женская улица”, или “улица роз”, которая граничила с городской стеной. По мнению некоторых исследователей, слово “бордель” происходит от французского слова bord (“край”). Проститутки, подобно ремесленникам, объединялись в цеха и пользовались защитой государства. Власти строго регламентировали, в каких городах и какие улицы отводить под интим-услуги. К примеру, Людовик IX выделил для жриц любви девять улиц в парижском квартале Бобур.
У средневековых “ночных бабочек” был свой дресс-код. Он варьировался в зависимости от географии. В Вене такие девушки повязывали на плечо жёлтый платочек, в Аугсбурге носили вуаль с зелёной полосой, во Франкфурте-на-Майне — жёлтую кайму на платье, в Цюрихе и Берне — красную шапочку. В этом контексте история про Красную Шапочку приобретает двусмысленный характер.
В определённом смысле проституция была приговором: если девушка ступила на этот путь, вернуться к нормальной жизни у неё был шанс один на миллион. И всё-таки он был.
Как искупить все свои грехи
Для молодой проститутки единственным выходом было замужество. Но нужно было быть умалишённым, чтобы согласиться на брак с проституткой, ведь даже на мужей-рогоносцев общественность смотрела косо. Немного изменил ситуацию папа римский Иннокентий III.
— В 1198 году Иннокентий III провозгласил, что жениться на шлюхе, чтобы направить её на путь истинный, считается актом милосердия и благотворительности, — отмечает Розали Гилберт.
По сути, это означало, что мужчина, сделавший такой выбор, покупал себе индульгенцию на много лет вперёд. Точной статистики по количеству средневековых мужчин, вступивших в брак с бывшими проститутками, нет.
По словам историков, средневековым жрицам любви находили ещё одно применение. Некоторые обеспеченные господа брали с собой на войну целые повозки девиц лёгкого поведения, чтобы они скрашивали досуг солдатам и офицерам. Но, видимо, порой это настолько сильно отвлекало мужчин от боевых действий, что приходилось идти на крайние меры. Так, в 1158 году император Фридрих Барбаросса запретил своим рыцарям держать проституток в квартирах, а пойманным девицам приказывал отрубать носы. Изобретательнее оказался Карл Смелый, который отправлял девиц на строительство фортификаций и другую тыловую работу.
Как изменить судьбу к лучшему
Если женщина всё же планировала порвать с “порочным прошлым”, она могла попросить помощи у церкви. Существовал орден кающихся сестёр святой Екатерины в Монпелье. Но, как правило, туда отправлялись падшие женщины, “отработавшие свой ресурс”.
В начале XII века проповедник Роберт фон Арбрисеел основал в Пуатье орден для обращение проституток в монахини. Чуть позже появились дома св. Магдалины, и к середине XIII века они стремительно разрослись по Германии, Франции и другим европейским странам. Там девушки, ставшие на этот путь, умеренно трудились, постились, молились, изучали чтение и пение, читали Евангелие. Но вернуться к обычной жизни они уже не могли.
В эпоху Ренессанса и тем более в эпоху Просвещения Церковь перестала играть главенствующую роль в обществе, а старые социальные связи разрушились. Началось новое время для жриц любви, но это уже совсем другая история.
Фото: pixabay
Евгений Жуков
По материалам: “Life”