Что мешает поставкам и как это скажется на ценах
Темпы роста производства бензина в России в июне увеличились на 5% после плановых ремонтов НПЗ. Казалось бы, это должно было привести к увеличению предложения топлива на бирже, но нефтяные компании не спешат осуществлять поставки на внутренней рынок. Даже несмотря на то, что ФАС сделала им предупреждение о том, что может завести антимонопольные дела. Об этом рассказал специалист по международным финансовым рынкам маркетплейса “Финмир” Георгий Свирин.
В прошлом году, в июне, на внутренней рынок бензина поставляли больше, чем сейчас. На текущий момент в сутки отгружается 104,3 тысячи тонн, что на 7,5% меньше плановых показателей. С начала июня экспорт бензина снизился, но уже ближе к середине снова стал расти.
— Власти всячески пытаются вынудить нефтяные компании поставлять бензин на биржу, а не экспортировать его за границу. Сокращение субсидий вдвое для нефтеперерабатывающих компаний по демпферу было отложено до осени. 22 июня ФАС разработала проект об увеличении обязательной нормы продажи бензина на бирже с 12% до 13%, а дизеля — до 9,5%. К тому же планируется применить меры по ужесточению и контролю за экспортом автомобильного топлива, но все действия со стороны государства пока не приносят значимого результата, — добавил Георгий Свирин.
При этом оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже растут. Цена на бензин марки АИ-95 приближается к 66 тысячам рублей за тонну и торгуется вблизи исторического максимума, а на АИ-92 уже близится к 59 тысячам рублей за тонну.
— В дальнейшем рост стоимости бензина на бирже может отразиться на розничных ценах АЗС. Возможно, ближе к осени из-за снижения демпферных выплат цены вырастут на 2–4%, но резкого скачка цен на топливо не будет. Розничный рынок находится под контролем государства. Что касается ближайшего месяца — июля, возможно, цены на автозаправках вырастут примерно на 0,4%, — считает Георгий Свирин.
На рынке сохраняется ценовая напряжённость — и это несмотря на просьбы регуляторов об увеличении продаж топлива. В конце прошлой недели цены на бензин пошли вниз после заявления ФАС о необходимости увеличить продажи на бирже. Однако тогда эффект от словесных интервенций продлился лишь несколько дней. В начале следующего месяца мы увидим плюс-минус ту же ценовую картину. Такой прогноз сделал частный инвестор и основатель Школы практического инвестирования Фёдор Сидоров.
Биржевые котировки на основные виды топлива (АИ-92, АИ-95, дизель) бьют рекорды, а их средняя розничная цена закрепилась выше максимумов 2022 года и сохраняет тренд на повышение. Если нового соглашения между правительством и нефтяниками не будет, то цены на внутреннем рынке топлива могут взлететь на 10% до конца текущего года. Такое мнение высказал начальник отдела исследования инвестиционных стратегий “Альфа-Форекс” Спартак Соболев.
— Бензин в рознице — это социально значимый товар, там динамика цен под строгим контролем в том числе со стороны ФАС. Кстати, доля независимых АЗС относительно велика — их более половины. Таким образом, цены вряд ли будут повышаться больше инфляции, то есть рост составит не более 3–5% к концу года. Меры для стабилизации ценообразования уже принимаются, — добавил портфельный управляющий УК “Альфа-Капитал” Дмитрий Скрябин.
Фото: pixabay
Нина Важдаева
По материалам: “Life”