Венецианская комиссия раскритиковала законы РФ об иностранных агентах.
Российские законы об НКО—иностранных агентах, государственной измене и шпионаже являются цензурой, угрозой свободе слова и инструментом для борьбы с критиками власти. К такому выводу пришла Венецианская комиссия (ВК) за демократию через право при Совете Европы.
ВК призвала Россию “не клеймить” НКО порочащим статусом, а также посоветовала отказаться от преследования журналистов и правозащитников за распространение общественно значимой информации, пишет сегодня «Коммерсантъ».
«Не клеймите НКО»
Стоит отметить, что к проверке данных законов ВК приступила по просьбе ПАСЕ с 2013 года, но отложила заключение до выяснения позиции Конституционного суда (КС) РФ. 8 апреля КС признал требования к получающим финансирование из-за рубежа и занимающимся политической деятельностью НКО регистрироваться в реестре иностранных агентов соответствующими Конституции, предписав лишь снизить минимальные штрафы за их нарушение. Законопроект Минюста, снижающий их до 50 тыс. руб. для граждан и 100 тыс. руб. для юридических лиц, также опубликован в пятницу. Смягчение штрафов оказалось единственным выводом КС, который одобрила ВК.
Отмечается, что заключение ВК по российским законам было принято еще на ее июньской сессии. Однако недавно были приняты поправки к закону об НКО, которые разрешают отныне властям проверять подозреваемые в деятельности иностранного агента НКО по сигналам граждан и организаций и принудительно регистрировать их в этом статусе. Поэтому европейцам пришлось дополнить свой анализ.
ВК, цитируя международные нормы, напоминает, что НКО должны иметь возможность свободно запрашивать и получать финансирование, подчиняясь лишь ограничениям, касающимся таможенной и валютной сферы, отмывания денег, финансирования выборов и партий. Отмечается, что “даже обычный порядок регистрации НКО является чрезмерно бюрократическим”, к тому же закон должен определить параметры финансирования НКО (минимальные суммы, длительность их получения и источники).
ВК не поверила утверждению КС, что советские стереотипы восприятия иностранных агентов утратили свое значение, и поэтому призвала Россию отказаться от порочащего НКО “клейма”. “Нельзя клеймить НКО по той единственной причине, что они получают финансирование из-за рубежа и являются политически активными”,— резюмировала ВК, отмечает издание.
Поговорил – значит, изменил?
Между тем, жесткой критике ВК также подверглись вступившие в силу 4 июня поправки, на основании которых Минюст уже внес в реестр пять НКО как иностранных агентов без их согласия. ВК считает это цензурой и нарушением Европейской конвенции. “Регистрация в качестве иностранного агента может привести к обвинению в шпионаже в соответствии с законом о государственной измене”,— оценила ВК взаимный эффект спорного закона и поправок к Уголовному кодексу (УК), расширивших понятия “государственная измена” и “шпионаж”, а также санкции за незаконное получение сведений, относящихся к гостайне.
ВК отмечает, что при таком раскладе почти любой “разговор между российскими гражданами и представителями иностранных организаций теперь можно считать изменой”. Эксперты уверены, что тем самым закон предоставляет возможность для произвола и может быть использован для того, чтобы “заставить замолчать критиков и заклеймить неудобные фигуры как предателей”, а информация, содержащая критику государства, должна иметь более высокий уровень защиты.
ВК “кривобоко” описала позицию КС, заявил в комментарии изданию полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин. Он назвал решение комиссии “политической заказухой”. Однако позиции ВК может применить по отношению к РФ ЕСПЧ, куда уже пожаловались на закон об иностранных агентах 14 НКО. И тогда конфликт между ЕСПЧ и КС получит новое развитие, замечает «Коммерсантъ».
Арсений СПИРИДОНОВ