Узаконенный отток из госкармана

«Газпрому» и «Роснефти» разрешили оставлять выручку за рубежом

В конце июля президент Владимир Путин разрешил экспортерам зачислять валютную выручку на зарубежные счета. Новые правила, в первую очередь, рассчитаны на нефтегазовой сектор: в выигрыше — «Газпром» и «Роснефть», говорят аналитики. Как на это будет реагировать рубль и станет ли меньше казна?

Припасти валюту до лучших времен

Российские власти продолжают постепенно смягчать меры валютного контроля. Новым указом президент РФ разрешил экспортерам зачислять свою выручку на счета российских соисполнителей в иностранных банках — без обязательной ее продажи. Речь идет об экспортерах, работающих по межправительственным соглашениям. По таким контрактам, например, поставляются газ и нефть в Китай и Турцию.

По этим маршрутам («Сила Сибири», «Голубой поток», «Турецкий поток») работает «Газпром», поэтому, скорее всего, решение о смягчении правил было принято с оглядкой на него, считает директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин. У «Газпрома» дела идут сейчас хуже, чем обычно: компания потеряла существенную часть европейского рынка, который когда-то был для нее основным источником прибыли. По оценке аналитиков, в этом году ее выручка от экспорта в ЕС может упасть в четыре раза — до $30 млрд.

У «Газпрома» остался транзит через Украину, выручку от которого он продает на бирже, а остальные направления как раз подпадают под действие указа, говорит Пикин. Это значит, что эти средства можно будет оставить за рубежом и придержать до лучших времен. «Если вы обязаны продавать часть выручки, то вы ограничены определенными сроками. А возможность хранить валюту позволит в том числе заработать позже на разнице курсов. Учитывая, что курс доллара и евро будет расти», — отмечает собеседник.

Помимо «Газпрома», в список выгодополучателей напрашивается также «Роснефть», которая активно торгует с Китаем, и другие поставщики нефти, продолжает Пикин.

И в других отраслях есть игроки, которых тоже коснется указ президента — например, судоходные компании. Если условный «Совкомфлот» переводит свои суда в иностранную юрисдикцию и потом эти суда не возвращают выручку от фрахта в РФ, то они тоже останутся в выигрыше, объясняет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. Эксперт отмечает, что все это компании делали и без указа президента.

«Экспортеры ведь продают нефть не напрямую иностранцам, куда-то потребителям в Индии или где-то еще. Они продают ее своим собственным “дочкам”, зарегистрированным за рубежом. И потом уже эти “дочки” деньги в РФ не возвращают. Теперь такое положение дел узаконили. Как компании будут этими деньгами распоряжаться? Вероятно, в интересах акционеров. При этом фактически за рубеж идут государственные деньги, которые должны бы возвращаться в страну, но остаются за границей», — добавляет Крутихин.

Интересно, что новые правила приняты именно тогда, когда потолок цен на российскую нефть перестал работать. Уже и Минфин признал, что Urals торговалась в июле по $64,37 за баррель.

Что будет с рублем?

Как новые правила в итоге отразятся на курсе российской валюты, сказать сложно, в частности, Крутихин описывает курс рубля как «искусственное, неестественное явление». По словам Пикина, отток выручки экспортеров на валютный курс все-таки повлияет. «Чем меньше объем валюты, которая приходит на биржу, тем, соответственно, меньше ее предложение и выше стоимость», — отмечает он.

Собеседник отмечает, что на доходах госбюджета это вряд ли скажется. «В любом случае они формируются не от обязательств по продаже валютной выручки, а от поступлений по налогам, акцизам, экспортным пошлинам. Все они считаются от цены продажи, а не того, осталась ли выручка внутри страны или нет», — добавляет он.

По мнению Крутихина, значительных изменений для внутреннего рынка не будет, просто денег в федеральный бюджет будет поступать меньше. «Это узаконено. Вот фактически изъятие денег из государственного бюджета и оставление их на каких-то совершенно непонятных, неконтролируемых правительством счетах за границе», — заключил он.

Поскольку послабление было сделано в интересах госкомпаний, которые работают с Турцией и Китаем, речь идет о небольшой части общей валютной выручки, говорит в беседе с «Компанией» Валерий Емельянов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».

«В любом случае компании будут выводить в Россию ту часть прибыли, которая им не нужна для закупок за рубежом: под налоговые выплаты, дивиденды, оплату сотрудникам и компаниям-партнерам внутри страны. В процентах сказать сложно, сколько валюты не дойдет до рынка, но пока ничего драматичного не происходит. Курс рубля колеблется на привычных для последних недель уровнях», — отмечает аналитик.

Фото: pixabay

Ануш Алексанян, Виталий Мосеев

По материалам: “Компания”

Ранее

Уровень кадрового голода в промышленности установил новый рекорд

Далее

Единая валюта БРИКС может появиться уже в августе

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru