Чтобы покорить космос, нужно поменять систему.
В последнее время отечественную ракетно-космическую отрасль преследует череда неудач, и отложенный 27 июня старт ракетоносителя «Ангара-1.2ПП» – одна из них. За тем, как некие неведомые технические силы вносят коррективы в планы по запуску легкой ракеты, наблюдала вся страна – старт транслировали по телевизору. Видел все и президент Владимир Путин.
Успешный проект провалился
Несмотря на то, что запуск не состоялся, эксперты называют «Ангару-1.2ПП» успешным проектом. И тому есть все доказательства. Например, южнокорейская ракета KSLV-1 на 80% повторяет легкую российскую «Ангару». В январе прошлого года она уже летала в космос, выведя на околоземную орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.
Поэтому причина неудач российского проекта, по мнению экспертов, кроется не столько в технических факторах, сколько в системе взаимодействия государства и промышленных предприятий. Как пишет «Независимая газета», во многом эта система остается малоэффективной.
Стоит отметить, что связь разработок «Ангары» с южнокорейским проектом не скрывается. Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. Хруничева, который является главным разработчиком нового КРК, официально сообщил на днях, что «прототип первой ступени «Ангара-1.2ПП», универсальный ракетный модуль УРМ-1, трижды прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1». А именно УРМ-1, это новое русское ноу-хау, использующий в качестве ракетного топлива кислород и керосин, является первой основной ступенью южнокорейской ракеты, позволяющей ей преодолевать земное тяготение.
Как объясняют конструкторы ГКНПЦ, использование дополнительного числа УРМ-1 позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой в космос, то есть в зависимости от их количества можно использовать ракеты легкого, среднего и тяжелого классов. Известно, что ракетоноситель KSLV-1 произведен Корейским институтом аэрокосмических исследований (Korea Aerospace Research Institute, KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром им. Хруничева. Причем вклад и помощь нашего ГКНПЦ оказались решающими. С помощью наших УРМ-1, разработав свои ракетные модули (возможно, и скопировав наши технологии), корейцы планируют запустить ракеты среднего и тяжелого класса. И, видимо, это у них получится, замечает издание. Но почему же это пока не получается у России?
В пять раз дороже, чем у американцев
Как говорят в ГКНПЦ им. Хруничева, ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Однако разработка этого типа КРК введется около 20 лет. Создание отечественного КРК стартовало в начале 90-х годов. Срок летных испытаний был намечен на 2005 год. Однако сроки первого пуска ракеты постоянно переносились.
Проект обошелся бюджету в приличную сумму. Экс-глава Роскосмоса Владимир Поповкин в 2012 году говорил, что на разработку «Ангары» к тому моменту потратили более 160 млрд руб., или около 5 млрд долл. Для сравнения: американцы при создании РН Falcon (американская ракета, на которой, как и на «Ангаре», используются универсальные ракетные модули) потратили менее 1 млрд долл. При этом, начав разработку проекта в 2005 году, США к настоящему времени уже сделали около 10 успешных пусков этой ракеты.
Как отмечает военный эксперт полковник Владимир Попов, у американцев в основном разработкой ракетных и космических проектов занимаются частные компании, которым невыгодно затягивать выполнение контрактов, нацеленных на производство конечной продукции. Поэтому по материальным соображениям разработка Falcon оказалась на порядок эффективнее нашей «Ангары», цитирует эксперта «НГ». Он говорит, что в России по-прежнему существует советский способ развития экономики – выполнить и перевыполнить план. Изначально пуск «Ангары-1.2ПП» планировали на 2015 год, но потом срок перенесли на июнь 2014-го. Начались авральные работы по выполнению нового плана. Минобороны даже установило видеокамеры на строительных площадках «Плесецка», чтобы отслеживать процесс оборудования ракетного старта для ракеты. Но в результате плановые показатели в очередной раз сорваны. И по каким причинам – неизвестно. Представить, чтобы подобное произошло в Пентагоне, невозможно.
Сбой – закономерное явление
Закономерным явлением называет технический сбой при пуске «Ангары» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Дворкин. Долгое время он возглавлял один из центральных научно-исследовательских институтов Минобороны. «Это часто имеет место при испытании новой техники, когда, скажем, происходит сбой циклограммы подготовки к пуску, – говорит эксперт. – Из этого трагедии делать не надо». Но при этом он предлагает задуматься над системными проблемами, которые имеются в ракетно-технической отрасли. По словам Дворкина, в промышленности не налажен должный контроль за качеством производимой продукции, кроме того, падает квалификационный уровень и профессионализм кадров, работающих в космической отрасли. Плюс ко всему у нас на увеличение стоимости космической продукции влияет коррупция.
Как пишет «НГ», для нашей страны промышленная разработка и производство ракет отсается настоящей головной болью. А чтобы изменить эту ситуацию, нужно для начала хотя бы поменять систему взаимоотношений государства и промышленных предприятий, а затем решать многие другие проблемы, которые мешают развитию высокотехнологичного промышленного бизнеса в России.
Андрей АРТЕМЬЕВ