Особенности национального мостостроения

Как компания «Амурстальконструкция» оказалась на грани разорения после успешно выполненного контракта

Развитие инфраструктуры – стратегическая задача, от успешного решения которой зависит экономическое развитие нашей страны. В то время как соседний Китай опоясывает своим «шелковым поясом» практически весь мир, нам еще многое предстоит сделать в самой России. Государственные заказы на инфраструктурные проекты могут обеспечить рывок в российской экономике за счет привлечения частного бизнеса. Но на практике госзаказ для предпринимательских структур далеко не всегда «лакомый кусок». На госзаказе можно и разориться как это происходит с компанией ООО «Амурстальконструкция».

Благое дело строительства моста через реку Зея в Амурской области осуществлялось по заказу АО «РЖД». Генеральным подрядчиком являлось ООО «УК БСМ», которое является крупнейшим подрядчиком ОАО «РЖД». Субподрядчиком выступало ООО «Амурстальконструкция». В его функции входило завершение строительства моста, начатого другими субподрядчиками.

Однако субподрядчик за свои труды денег не получил. Вместо этого, ООО «УК БСМ» совершило зачет несуществующего, как признали Арбитражный суд г. Москвы и Верховный суд РФ, долга в размере 264 458 228, 81 рублей. Денег не заплатили, но, так сказать,  «простили» долг, которого не было.

С такой «дырой» в финансах ООО «Амурстальконструкция» не имела возможности рассчитываться со своими кредиторами и выплачивать налоги государству.  Размер задолженности компании перед бюджетом достиг 36 000 000 рублей.

Попытки ООО «Амурастальконструкция» взыскать задолженность через суды наталкивались на отказы. Арбитражный суд Хабаровского края мотивировал свое решения тем, что зачеты являются действительными сделками (дело №А73-16292/2021).

ООО «Амурастальконструкция» начала процедуру банкротства. Конкурсный управляющий ООО «Амурстальконструкция» признал зачеты недействительными. Это означает, что конкурсная масса может пополниться на те самые 264,5 млн рублей, которые ООО «УК БСМ» великодушно «простило» ООО «Амурстальконструкции». Имеется определение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2022 г. (дело №А40-204937/20) о признании сделки зачета недействительной и о восстановлении долга ООО «УК БСМ» перед ООО «Амурстальконструкция» в размере 264 458 228, 81 рублей.

Верховный суд РФ своим определением от 31 июля 2023 года оставил определение в силе. Казалось бы, хэппиэнд! Но, как говорится, не тут-то было. Далее начинаются блуждания судебных исков по темным лабиринтам бюрократии, которые напоминают сюжет романа Франца Кафки «Процесс». Как известно, в этом произведении ни в чем невиновный герой романа К*** становится фигурантом загадочного процесса. Он искренне убежден, что легко докажет свою невиновность, но жернова бюрократии работают беспощадно, превращая абсурдные обвинения в железно обоснованные. Бюрократические «бумажки» живут своей жизнью и создают новую реальность, в которой К***оказывается  виновен.

Нечто подобное происходит в российских судах с ООО «Амурстальконструкция». Определением от 06 апреля 2023 года (дело № А73-16292/2021), оставленным в силе определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года отказано в пересмотре решения Арбитражного суда Хабаровского края от 27 июня 2022 года (по делу  №А73-16292/2021) на основании того, что признание сделок недействительными судом не является новым обстоятельством.  т.к. при рассмотрении дела №А73-16292/2021 судами проверялись сделки зачета на предмет действительности. Поэтому то обстоятельство, что другой суд признал сделки зачета в последующем недействительными не является новым обстоятельством. Между тем судебный акт имеет прямую силу и должен быть исполнен. Другими словами, вступившее в законную силу определение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2022 года (по делу №А40-204937/20) о признании сделок зачета недействительными должно быть исполнено – ООО «УК БСМ» обязано выплатить долг в размере 264 458 228, 81 рублей.

Неисполнение решения Арбитражного суда города Москвы также ведет к ущемлению прав кредиторов ООО «Амурстальконструкция».

Конкурсная масса могла бы пополниться на сумму долга ООО «УК БСМ», но компания средства не выплачивает. Позиция судов, считающих признание зачетов недействительными, может на обыденном уровне и выглядит абсурдно, но у кафкианской бюрократии своя логика и ее жернова легко перемалывают доводы здравого смысла.

Такого рода истории с госзаказами, мягко говоря, не добавляют энтузиазма частному бизнесу. Если частные компании не могут рассчитывать в споре с госкомпаниями на объективность и беспристрастность судов, то гораздо безопасней направить свою предпринимательскую инициативу в более безопасное русло.

Подобная практика также включает механизм «отрицательного отбора» среди компаний-субподрядчиков. Ответственные фирмы, имеющие за плечами огромный список успешно реализованных проектов сходят с дистанции, а за исполнение контрактов берутся компании без необходимого опыта и квалификации, которые часто «заваливают» работы и закрываются. Деньги исчезают в неизвестном направлении.

Явные сбои в механизме осуществления госзаказов на строительство объектов инфраструктуры требуют внимания со стороны высших должностных лиц исполнительной власти, а также совершенствования законодательства РФ. Если в судебной системе России и далее будет происходить абсурд в стиле Кафки, то ни о каких рывках в «светлое будущее» не может быть и речи. А это уже вопрос политики и национальной безопасности.

Виктор Виноградов

Ранее

ЧВК «Вагнер» сможет защитить Нигер от военной интервенции ЭКОВАС - Джума

Далее

Польша разместит американские танки и вертолеты на границе с Белоруссией из-за страха перед ЧВК «Вагнер»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru