Депутат бундестага Евгений Шмидт — о давлении в ФРГ, визите делегации АдГ в РФ и перспективах украинского урегулирования
В Германии проводят правовую оценку законности конфискации автомобилей россиян. При этом в бундестаге потребуют отменить применение этой практики — с инициативой осенью выступят представители «Альтернативы для Германии». Об этом «Известиям» сообщил депутат немецкого парламента Евгений Шмидт. Россияне, проживающие в ФРГ, сталкиваются и с другими сложностями. В частности, гражданам РФ с неограниченным ВНЖ в стране закрывают банковские счета, рассказал политик. Партия АдГ хочет организовать визит в РФ для укрепления отношений между Берлином и Москвой, однако текущая ситуация не позволяет это сделать. О необходимости нормализации двустороннего диалога, перспективах завершения украинского конфликта и о том, как власти ФРГ оказывают давление на оппозицию, — в интервью политика.
«Победить ядерную державу невозможно»
— Как вы оцениваете ход начавшегося в июне украинского контрнаступления?
— Могу констатировать, что никакого контрнаступления не случилось, оно увязло. Украина просила у Германии и всего мира танки и другое тяжелое вооружение, но сейчас мы видим в степях горящие «Леопарды».
— Возможны ли переговоры между Россией и западными странами в ближайшее время на фоне неудачи украинского контрнаступления?
— На фоне увязшего контрнаступления и вбросов из НАТО о том, что Украина должна уступить часть территории ради достижения мира, можно предположить, что переговоры когда-нибудь состоятся. В любом случае всё закончится переговорами: победить ядерную державу невозможно.
Наша фракция уже выступила несколько месяцев назад с мирной инициативой о том, что нужно немедленно прекратить боевые действия, отменить антироссийские санкции, сесть за стол переговоров и попытаться найти какой-то компромисс, который бы учитывал интересы всех сторон, включая Россию. Нужно запустить поиск компромисса, а не смотреть на партнеров свысока.
Всего этого не происходит. Нынешний правящий класс ориентирован на конфронтацию. Каких-то попыток договориться я не вижу. И в этом плане наша фракция единственная, кто выступил с предложением — оно довольно-таки нейтрально описано: как мы себе это видим, как мы видим завершение конфликта, во всяком случае первые шаги для того, чтобы начать договариваться. Но для этого нужно как минимум прекратить военные действия и уже потом искать дипломатический компромисс.
— Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер на днях заявил, что правительство Германии заложило средства в бюджет на поддержку Украины до 2027 года. По его словам, Украине планируют выделять по €5 млрд ежегодно. Это решение еще предстоит утвердить парламенту Германии. Как вы будете голосовать?
— Естественно, проголосую против. Никакой поддержки — ни военной, ни финансовой — коррумпированному украинскому режиму не должно быть. Тут у нас нет разногласий во фракции по этому вопросу. Да и вообще, германская экономика сама находится в тяжелом состоянии. Поэтому о какой поддержке может идти речь, если самим остро необходимы эти средства? Конечно, в первую очередь мы будем голосовать за то, чтобы вернуть экономику в плюс, и потом уже думать о помощи другим странам.
— Линднер отметил, что с февраля 2022 года общая сумма оказанной Украине помощи со стороны Германии достигла €22 млрд…
— Это гигантская сумма, причем я думаю, что фактически расходы на поддержку украинского конфликта на самом деле еще больше. Может быть министр даже в чем-то лукавит. Тем не менее сумма гигантская. Смешно становится от того, что эти средства идут в никуда. Конфликт продолжает сжигать огромные средства западных стран, причем бестолково.
Экономика России вышла на пятое место в рейтинге Всемирного банка, и на этом фоне призывы о введении санкций в надежде, что политическое руководство РФ изменит свою политику, не выдерживают никакой критики. Нам нужно срочно пересмотреть санкционную политику, которая бьет по экономике Германии, и налаживать нормальные конструктивные отношения с Российской Федерацией.
«Простые люди не должны страдать от политических перипетий»
— Ранее ваша партия выступала с предложениями, нацеленными на восстановление отношений с РФ. В частности, речь идет о призыве отменить антироссийские санкции. Планируете ли вы в ближайшее время выдвигать новые инициативы, связанные с РФ?
— Естественно. Например, у меня сейчас лежит инициатива, касающаяся конфискации автомобилей у российских граждан. В Германии проживает немалое количество граждан с российскими паспортами. И вдруг власти ФРГ пришли к тому, что их автомобили попадают под санкции. Это простые люди, которые не имеют никакого отношения ни к российской политике, ни к руководству России. Но они решили взяться за проживающих здесь людей и конфисковывать их автомобили. Это совершенно неприемлемая ситуация — простые люди не должны страдать от политических перипетий.
— А что вы хотите предложить?
— Во-первых, нужно провести правовую оценку. Считаю, что законность этих санкций сомнительна. Я на связи с адвокатами потерпевших, мы обмениваемся информацией. Сейчас, может быть, будет какое-то решение суда, и тогда уже будем смотреть.
— О скольких случаях конфискации автомобилей вам известно?
— Сейчас достоверно не могу сказать. Я подал детальный запрос правительству, чтобы оно разъяснило ситуацию с конфискованными автомобилями. Я им задал вопросы, и они обязаны ответить мне в течение определенного времени. Один из вопросов — сколько конкретно и в течение какого периода было конфисковано автомобилей. Когда получу ответ, я его обнародую.
— А с какими еще сложностями россияне сталкиваются сейчас в Германии?
— Россияне сталкиваются с закрытием счетов в банках. Это сейчас тоже насущная проблема. Ко мне обратился ряд граждан России, имеющих неограниченный вид на жительство, то есть проживающих здесь уже очень много лет. Они не имеют никаких проблем с законом и фискальными органами, и вдруг им приходит письмо, что их счет сегодня или завтра закрывается. То есть человек платит налоги, он обеспечен, а ему на основании его гражданства закрывают счет. Хотя здесь, согласно основному закону, если человеку отказывают в открытии хотя бы одного счета в банке, это акт дискриминации. Этот вопрос у нас сейчас тоже юридически прорабатывается, и мы тоже будем как-то действовать.
«Нам хотелось бы посетить Российскую Федерацию»
— Насколько сильно промышленность и бизнес Германии потеряли от антироссийских санкций?
— Мы видим, что экономика Германии находится в рецессии. С одной стороны, высокая инфляция. С другой стороны, бизнес, который ввиду высоких цен на энергоносители сворачивает в Германии производство и переносит его в страны, более удобные для ведения бизнеса, — Китай или США. Следует прямо сказать, что благосостояние немецкой экономки не в последнюю очередь строилось на дешевых энергоносителях из России. Сейчас страна оказалась в тяжелой ситуации. Мы получаем очень дорогой сжиженный природный газ из США и Катара. И немецкая промышленность не в состоянии конкурировать ввиду высоких цен на энергоносители.
— Обсуждаются ли в парламенте новые антироссийские инициативы?
— До наступления каникул (бундестаг ушел на каникулы 8 июля. — «Известия») в парламенте ничего не обсуждалось. Мы снова выходим на работу в сентябре. А в первые недели будет обсуждение бюджета.
— А поднимался ли до каникул вопрос относительно 12-го пакета санкций?
— На заседании парламентского комитета по внешней политике вскользь эта тема поднималась. Там позиция совершенно ясна: все фракции, за исключением АдГ, конечно, рукоплещут каким-то дальнейшим санкциям и дальнейшему нарастанию напряженности с РФ. Тут ничего необычного. А стоит политику от партии АдГ открыть рот или как-то обозначить, что санкции в первую очередь больно бьют по нам самим, тут же происходят выкрики, что мы «рупор Кремля» и так далее. То есть конструктивного диалога пока на эту тему мы не можем вести.
— Рассматривает ли партия АдГ возможность учреждения в России аффилированного с партией фонда?
— Фонд уже давно существует — это не секрет. Это Фонд Дезидериуса Эразма. Но ввиду того что правящие политические элиты взяли курс на борьбу с оппозицией недемократическими методами, фонд не получает должного финансирования. В Германии есть особенность, что околопартийные фонды получают значительно большее финансирование, чем сами партии. Там сотни миллионов евро в год — очень крупные суммы. Фонд, который приближен к партии «Альтернатива для Германии», не получает вообще ни цента и, соответственно, не может действовать так же эффективно, как фонды других партий. Причем в феврале этого года Федеральный конституционный суд постановил, что это незаконно. Тем не менее эта практика продолжается. Мы видим, насколько правящим политическим элитам плевать на демократические принципы. Они боятся оппозицию настолько, что прибегают к таким низким методам политической борьбы.
— В России он, соответственно, не действует?
— Пока мы не получаем государственного финансирования, мы не можем себе позволить создавать филиалы в других странах. Как только пойдет то финансирование, которое нам полагается по закону, не исключено, что мы, как и другие фонды, начнем функционировать в Российской Федерации.
— Планируются ли поездки депутатов от АдГ в Россию?
— Официально пока не планируются. Эта тема поднималась на обсуждении комитета по внешним связям именно фракции. Мы будем смотреть, как будет развиваться ситуация с военными действиями на Украине — именно в плане мирных договоренностей. Конечно, нам хотелось бы посетить Российскую Федерацию, но ввиду того, что в СМИ постоянно пытаются найти связь между нашей партией и какое-то финансирование из РФ, это всё будет негативно преподнесено в СМИ. Мы не хотим лишний раз нагнетать обстановку вокруг партии. К тому же у нас сейчас идет большая поддержка среди избирателей — то есть не хотим делать каких-то резких провокативных шагов. Поэтому пока поездка официальной делегации не планируется, но это не значит, что мы в ближайшем будущем не посетим: ситуация меняется очень быстро, поэтому, возможно, в ближайшее время визит делегации состоится.
«Германия сама, судя по всему, не решает этот вопрос»
— Сейчас Германия ведет собственное расследование диверсий на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2». Какова вероятность, что эти проекты будут снова запущены?
— Знаете, в нынешней геополитической ситуации делать прогнозы — совершенно неблагодарная вещь. Во-первых, Германия сама, судя по всему, не решает этот вопрос. Как мы видим, ФРГ не совсем суверенна. Поэтому, если вдруг когда-то политика Германии изменится, и она будет принимать решения в своих интересах, конечно, запуск «Северных потоков» в полной мере отвечает этим интересам, и надо будет об этом говорить. Пока я не вижу для этого предпосылок. С нынешним политическим руководством — скорее всего, нет.
— То есть вероятность весьма низкая?
— Да, но я говорю, что ситуация очень быстро меняется. Пока я не вижу предпосылок, что в ближайшее время канцлер Олаф Шольц выйдет с такой инициативой в сторону Российской Федерации. Пока мы видим только лишь конфронтацию, агрессивные заявления в адрес России, какие-то провокации: высылки дипломатов, закрытие представительств и так далее. В этих условиях ожидать какого-то конструктивного плодотворного сотрудничества, наверное, наивно.
Фото: pixabay
Семен Бойков
По материалам: “Известия”