Полис ОСАГО больше не позволяет россиянам рассчитывать на проведение ремонта автомобиля в случае ДТП
По заявлению Национального автомобильного союза (НАС), суммы покрытия всё чаще перестало хватать на проведение ремонтных работ. В организации прогнозируют, что это приведёт к массовому отказу автовладельцев от полисов. Подобный тренд уже наблюдается: число автолюбителей, которые передвигаются без страховки, увеличивается. Эксперты опасаются, что скоро на дороги страны вернутся 90-ые годы.
Согласно результатам всероссийского опроса автовладельцев, проведённого НАС, 22 процента водителей откажутся от приобретения полиса, 7 процентов полиса ОСАГО уже не имеют. Авторы исследования указывают, что высокий процент затруднившихся ответить на вопрос – 8 процентов – может говорить о том, что респондентам не хочется признаваться социологам в нарушении законодательства.
Наибольший процент готовых отказаться от покупки полиса среди самых молодых – в возрасте 18–35 лет – и самых возрастных водителей.
Вице-президент НАС Антон Шапарин в разговоре с «Октагоном» признаёт, что в нынешнем виде систему ОСАГО в ближайшее время ожидает крах. Профильные эксперты и представители автосервисов соглашаются: отремонтировать машину по страховке сегодня почти невозможно.
Цены растут, выплаты – нет
Как рассказывает Антон Шапарин, цены на запчасти в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА) всегда были драматически занижены, диспропорция сохраняется и сейчас.
– Поднятие стоимости полисов ОСАГО даже примерно не может привести к рыночному результату, потому что сам механизм исчисления этих цен глубоко порочный. Он создан таким образом, что реальные цены на запчасти никак не учитываются. По сути, они учитываются в единственном случае, когда нет иных поставщиков, например, для японских автомобилей с правым рулём. Впрочем, владельцам таких машин страховщики стараются не продавать полисы, – рассказывает собеседник «Октагона».
Что же касается размеров выплат, то, по словам Шапарина, в большинстве случаев денег для проведения качественного ремонта не хватает.
«Для расчётов используются самые дешёвые китайские запчасти. В итоге это приводит к тому, что люди попадают в ловушку: когда тариф растёт, а выплата снижается». – Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Источник в одной из крупнейших российских страховых компаний подтвердил, что к ОСАГО в последнее время предъявляется всё больше претензий. По его словам, стоимость запасных частей стремительно увеличивается, а сумма покрытия остаётся прежней.
Размеры выплат в 2023 году не изменились. Размер страхового покрытия при условии причинения вреда жизни и здоровью достигает 500 тысяч рублей; возмещение ущерба, нанесённого транспортному средству, – до 400 тысяч рублей. Выплата родственникам погибшего в ДТП – до 475 тысяч, плюс дополнительно 25 тысяч рублей на захоронение. В том случае, если ДТП оформлено по европротоколу, то есть без участия сотрудников ГИБДД, пострадавший может получить компенсацию до 100 тысяч рублей.
С начала текущего года цены на автозапчасти в России для легковых и лёгких коммерческих автомобилей на популярных агрегаторах объявлений выросли на 17–20 процентов – такие данные приводят аналитики «Авито» и отраслевого портала «Дром». В частности, речь идёт об увеличении стоимости наиболее популярных категорий комплектующих для машин, которые входят в нижний и средний ценовые сегменты.
Почини себе сам
Многие автовладельцы уже вынуждены ремонтировать автомобили после ДТП самостоятельно. Руководитель техцентра «Сигнал+» Максим Кузнецов рассказывает «Октагону», что предусмотренных ОСАГО сумм подчас не хватает даже на самое необходимое:
– Недавно клиент попал в ДТП, ущерб составил около миллиона рублей. Естественно, ОСАГО не способно его покрыть. На выплаты автовладелец смог починить капот и поменять лобовое стекло, всё остальное – за свой счёт.
Он подтвердил, что запасные части и расходные материалы значительно подорожали, некоторые позиции невозможно доставить в Россию из-за санкционных и логистических проблем.
– Отдельный разговор – справочники РСА. Деталь может стоить 30–40 тысяч, а в справочнике – пять тысяч, вот и выкручивайся как хочешь. Эти методички, по всей видимости, создавались для какой-то иной реальности.
Кузнецов полагает, что подобные истории приводят к тому, что автовладельцы всё чаще и чаще делают выбор в пользу отказа от ОСАГО – многие не понимают, для чего ежегодно оплачивать дорожающую страховку, если гарантий она не предоставляет.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что рост цен на полисы ОСАГО происходит одновременно с рекордным подорожанием автомобильного топлива, а также повышением цен на техническое обслуживание и запчасти. Всё это вкупе резко повышает нагрузку на бюджет водителей, ставя многих перед непростым выбором: отказаться от поездок либо начать экономить на чём-либо из вышеназванной триады. Очевидно, что отказ от ОСАГО в этой ситуации кажется меньшим злом, поскольку на бензине и запчастях сэкономить вряд ли получится.
– Термин «гаражная экономика» родился именно тогда, когда в разы выгоднее было отремонтировать машину у частника в гараже, чем везти её в автосервис, – говорит адвокат Григорий Сарбаев.
«Сейчас такие времена возвращаются: получить страховое покрытие всё сложнее, этих денег не хватит на нормальный ремонт, поскольку всем известно, что задача страховых компаний – минимизировать выплаты». – Григорий Сарбаев, адвокат.
Вопрос увеличения лимита страховых выплат по жизни и здоровью в рамках договора ОСАГО до 2 млн рублей обсуждался ещё в декабре 2019 года на парламентских слушаниях в Госдуме. По оценке рейтингового агентства НКР, стоимость полиса в случае увеличения лимитов может вырасти на 600–675 рублей.
Фото: pixabay
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”