Почему после реформы в электроэнергетике цены на ее услуги продолжают расти.
Ряд сетевых энергетических компаний хотят продлить действие механизма «последней мили», чтобы получать деньги с потребителей за не предоставленные услуги. Мы попросили прокомментировать ситуацию директора Некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» Василия КИСЕЛЕВА:
– Для начала хотелось бы, что бы Вы пояснили, что означает термин «последняя миля» в электроэнергетике. Термин этот, на сколько известно, калька с английского?
– «Последняя миля» в электроэнергетике – это такой специальный юридический механизм, когда сети более низшего уровня получают юридическое право распоряжаться сетями высокого уровня, в данном случае сетями Федеральной Сетевой Компании. Тем самым они получают право якобы участвовать вместе с сетью Федеральной Сетевой Компании в предоставлении услуг по передаче. И потому могут, я откровенно скажу, навязать свои расходы распределительной сети потребителю, который, на самом деле, физически присоединен к Федеральной Сетевой Компании. Другими словами, региональные сети могут распространить на крупного потребителя оплату расходов своей сетевой организации. У нас не было «Последней мили» в электросетевом комплексе до 2002 года, до выделения Федеральной Сетевой Компании из единого комплекса.
– Теперь речь идет о возможности внести поправки в 308 ФЗ. Расскажите и про этот закон, и про возможные поправки?
– Еще раньше, в законе «об электроэнергетике» была норма, что в 2011 году «Последняя миля» должна была закончиться. Все понимали её искусственный характер.
– Конечно, ведь «последняя миля» фактически подарок
– С точки зрения потребителя – да, это подарок, это «притянуть за уши» распределительный сетевой комплекс, для того, чтобы можно было с крупного потребителя деньги получить, например, 60 миллиардов рублей только в расчете за прошлый год. А с точки зрения сетевых компаний, это распределить источник доходов. Экономически это понятно, ведь потребитель должен платить за ту услугу, которую он реально не получает. Так вот, в 2011 году по предложению отдельных регионов действие нормы о «последней миле» было перенесено на 2014. И вот сейчас снова встал вопрос, о том, чтобы и дальше продлить этот механизм. Но здесь уже экономическая ситуация в стране сыграла на стороне крупных потребителей, когда уже всем, даже самым «адептам» и защитникам естественных монополий стало понятно, что дальше «грузить Боливара» невозможно – он уже не то что, двоих, он уже одного себя еле-еле везет. И тогда сказали: «нет, наверное, мы не будем продлевать этот механизм». Закон 308 впервые, по-моему, в законодательной практике не только установил общую норму, но и включил в текст закона конкретные, прямые цифры сокращения «последней мили» по регионам. Список регионов – и цифры по регионам. Документ прямого действия. Определенная мудрость была проявлена. Понятен лоббизм сетей, понятно нежелание сетей сокращать расходы, искать источники экономии и т.д. Зачем? Если можно деньги получить, ничего особо и не делая. Причем, все точно знают, что этой услуги они не оказывают. Но Госдума сочла возможным и приняла такой закон, и он действует.
– Он выполняется четко?
– Он выполняется «почти четко» – по основной части регионов он выполняется. Сети вынуждены заниматься экономией, экономикой и т.д. Но по отдельным регионам ситуация не такая хорошая. Недавно, в июне, в Правительстве рассматривалось ходатайство нескольких территорий – я могу их прямо назвать – это: Белгородская область, Красноярский край, Республика Хакасия, о том, что им тяжело – у них сети не справляются с заданиями по экономии. Автоматически появляется желание скорректировать закон, сделать послабление. Правительство пока в отношении Белгородской области и Красноярского края на это не идет. По Хакасии пока решение не принято. Может быть, в Государственную Думу войдут с предложением для Хакасии увеличить срок ликвидации «Последней мили»
– Скажите, пожалуйста, в связи с последними событиями, большим количеством беженцев, наверное, может быть и о Ростовской области поставить вопрос?
– Я с Вами согласен. Вообще, я считаю, что создавать прецеденты, когда мы отказываемся от своих решений и от того, чтобы монополии занимались более серьезными вопросами экономии и, не проведя серьезную проверку – ни правильно. «Открыть эту калитку легко», а закрыть мы ее не сможем. Нам не очень понятна просьба Хакасии, когда мы видим, что почти в 10 раз увеличилась чистая прибыль МРСК Сибири, частью которого является Хакасский сетевой комплекс. Я подчеркиваю – чистая прибыль – после уплаты налогов и всего прочего! И мне кажется, что сетевая компания имеет все возможности для решения проблемы Хакасского сетевого комплекса направить туда свои финансовые ресурсы.
– Как известно, Вы приходили в Думу, как тут депутаты настроены: «открывать калитку или нет»?
– Как я понял, такого настроя – с энтузиазмом «открывать калитку» – нет, а есть желание еще более строго, чем в правительстве, посмотреть цифры и убедиться в том, что сетевой комплекс, действительно, занимается экономией, действительно, резервы изыскивает и возвращаться к идее каких- либо пересмотров только в том случае, когда мы точно видим, что да, они сделали все, что могли, и даже больше!
– Вы знаете, а я вам хочу такой «неприличный» вопрос сейчас задать: я же помню, когда принимался закон об электроэнергетике, говорили , что и тарифы будут снижаться, что вообще будет все замечательно. Сейчас не возникла такая потребность все-таки пересмотреть, к чему же мы пришли после реформы электроэнергетики, и что нам, собственно, дальше делать?
– Да, вы правы, надежда на «слепую силу» рынка оказалась преувеличенной. Современная наука говорит, что даже в условиях более-менее конкурентных рынков, участники рынка очень не хотят конкуренции, они максимально стараются ее избежать. Мы же в Думе подводили итоги десятилетия реформы осенью. Была палитра мнений очень большая. Я думаю, что прямого возврата у нас уже не получится, «точка невозврата» уже пройдена и не надо. Другой вопрос, что надо сделать выводы из эпохи проб и ошибок, и выводы могут быть только следующими: ужесточать контроль в монопольном секторе, а это сетевой комплекс и диспетчирование. И нам примерно понятно, как это делать, и это делается в странах Запада. Второе: развивать конкурентные механизмы, понимая, что сама по себе конкуренция не работает и не возникает, и ее надо как и любой цветок растить, подкармливать и лелеять. Вот это – базовый вывод для генерации и бытовой деятельности. К сожалению, новых правил по развитию конкуренции мы не наблюдаем, хотя уже срок подошел, и мы не видим движения в эту сторону на розничном рынке.
– Вам нужно активнее лоббировать Ваши интересы…
– Мы стараемся, и я бы две вещи отметил, первое: все поняли, что дальнейший безудержный рост тарифов и услуг и цен естественных монополий неприемлем, и потому решение о заморозке тарифов принято. Второе: усиливается механизм общественного контроля в монополиях, созданы Советы потребителей при Правительственной Комиссии по электроэнергетике, при Правительственной комиссии по ТЭКу и транспорту, которые призваны поставить под дополнительный, более строгий, профессиональный контроль инвестиционные программы и тарифные заявки естественных монополий. Это даст нам возможность осуществлять контроль в электроэнергетике, где у нас с вами инвестиционные расходы только в сетевом комплексе превосходят 300 миллиардов рублей в год. И третье: должна быть другая закупочная политика. Государственная Дума приняла пакет законов по федеральной контрактной системе, меняются сами подходы и меняется субъектный состав, кто может к этому быть привлечен. В том числе, я думаю, что это даст эффект обязательно.
– Что ж, хочется верить, что так оно все и случится…
– Делай, что должен, а будь, что будет…
Интервью провела Анна Козырева.