Как лишить бизнес своих персональных данных

“Компаниям-нарушителям грозят существенные штрафы – до 500 тыс. рублей”

Россияне массово страдают от спам-звонков из клиник, стоматологий, школ, банков и других организаций. Часть из них – назойливая реклама, на которую абоненты когда-то сами давали разрешение компаниям. Но среди звонящих есть и мошенники, которые получают персональные данные из слитых в даркнет баз. Пока механизма борьбы со спамерами нет, абоненты могут жаловаться и отзывать разрешения на обработку персональных данных у конкретных компаний, но этот процесс долог. Законодатели обсуждают увеличение штрафов, операторы связи и банки внедряют программные схемы для выявления и блокировки спам-звонков.

Точных статистических данных о количестве рекламных звонков, поступающих на мобильные телефоны россиян, нет. Но то, что их количество растёт, фиксируют не только абоненты, но и операторы сотовой связи. В компаниях говорят о десятках миллионов звонков ежемесячно.

По наблюдениям руководителя правового центра «Репутация» Андрея Еланцева, увеличение числа нежелательных звонков связано с повышением количества обзвонов от различных организаций. Если раньше человеку звонили, условно говоря, из одной компании, то сейчас абонентам поступают звонки из банков, медицинских центров, микрофинансовых организаций и так далее. Причём их сотрудники не всегда представляются.

– Это издержки развития телефонной связи в XXI веке – частота звонков зависит от распространённости номера телефона в маркетинговых базах. Мой телефон, например, находится на сайте и доступен многим, поэтому рекламных звонков мне поступает немало. Чтобы снизить их частоту, есть правовые механизмы, но многим проще просто положить трубку и не поддерживать диалог, – рассказывает Андрей Еланцев.

От звонка можно отписаться

Юристы предлагают несколько способов решения проблемы назойливой рекламы, которая поступает от настоящей компании.

– Можно попросить добавить ваш номер в стоп-лист тех абонентов, которые отказались от получения рекламы. Если на просьбу убрать номер вам будут говорить о том, что вы сами дали согласие на получение рекламных сообщений, напомните им, что по закону это согласие можно отозвать, – поясняет адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.

Федеральный закон «О рекламе» позволяет отозвать согласие на обработку персональных данных, отмечает адвокат, партнёр юридической компании «Братья Яблоковы» Артём Яблоков.

– Подать заявление в компанию можно тремя способами. Во-первых, лично в письменном виде. Для этого потребуются два экземпляра, в одном представитель организации должен расписаться в получении. Во-вторых, можно подать его в электронном виде – через сайт или приложение, если там есть соответствующая возможность. И в-третьих, направить заявление об отказе по почте заказным письмом с уведомлением. Форма заявления об отзыве персональных данных свободная, закон не содержит ограничений, – говорит Артём Яблоков.

Получив такое письмо, организация обязана уничтожить данные клиента в тридцатидневный срок, рекламные звонки больше не должны поступать.

Но эксперты отмечают, что обычно официальный путь не помогает, ведь зачастую маркетинговыми обзвонами занимаются аутсорсинговые фирмы. Они не имеют доступа к обновляемым базам компании, клиентов которой обзванивают.

ФАС на спамеров

Чтобы воздействовать на нарушителей спокойствия, абонент может обратиться в антимонопольный или надзорный орган, регулирующий вопросы рекламы. Компаниям-нарушителям грозят существенные штрафы – до 500 тыс. рублей.

– Существует сложившаяся административная и судебная практика, когда исполнительные органы в лице Роскомнадзора и Федеральной антимонопольной службы привлекают компании к ответственности за незаконное использование персональных данных граждан и несанкционированные рекламные звонки или рассылку. Например, суды охотно признают нарушением рекламные СМС-сообщения операторов связи, банков и даже письменные рассылки, – комментирует «Октагону» партнёр компании Semenov&Pevzner Юлия Ярных.

По её словам, в большинстве случаев Роскомнадзор и ФАС встают на сторону пострадавших. Но если эти ведомства отказывают заявителям по формальным признакам, можно обжаловать их решение в суде.

Обращаясь в суд, абоненты могут получить бонус в виде компенсации морального вреда.

В прошлом году в Ульяновске бывший клиент одного из сотовых операторов отсудил у компании 11 тыс. рублей за то, что ему присылали рекламу сервисов в СМС, хотя он письменно отозвал это разрешение.

– Компенсация морального вреда может быть и более существенной, – замечает юрист юридической компании «Генезис» Надежда Полищук. – Во время изучения судебной практики мы встречали дело, когда истец через суд обязывал банк, где у него был кредитный договор, не присылать ему рекламу. Истец выплатил кредит и уведомил банк, что больше в его услугах не нуждается, но кредитная организация продолжила забрасывать его рекламой и в итоге поплатилась за это – по иску было присуждено 50 тысяч рублей.

Пока законодатели думают, операторы действуют

Проблема спам-звонков волнует и законодателей. Ежегодно обсуждаются новые предложения, касающиеся регулирования этой отрасли. В прошлом году предлагалось пересмотреть размер штрафов для компаний, которые нарушают правила обработки персональных данных, и повысить их до 1 млн рублей. В настоящее время законопроект отправлен на доработку.

С 2023 года операторов сотовой связи обязали проводить проверку своих абонентов: многим пользователям предлагалось предоставить паспортные данные, а владельцев корпоративных сим-карт обязали закрепить их за конкретным человеком, а не за компанией. Таким образом, на рынке начался процесс по вымыванию «серых» номеров, зарегистрированных на подставных лиц. По итогам проверки будет проще выявлять звонящего.

Борьбой со спам-звонками активно занялись операторы связи и банки, так как значительная часть нежелательных звонков поступает от мошенников, которые обманывают клиентов.

Как сообщают «Октагону» в «МегаФоне», в компании внедрили специальные алгоритмы, обученные автоматически блокировать звонки от телефонных мошенников по номерам из реестра, который ведёт Центробанк. Также спамеров может отсекать виртуальный помощник, отвечающий на пропущенные и нежелательные звонки.

Аналогичные меры приняли в компании Tele2.

– В сутки Tele2 обрабатывает с помощью big data примерно 5–6 миллионов нежелательных вызовов, включая звонки-сбросы. Среди продуктовых решений есть определитель номера, который можно легко настроить в приложении. Мы также пилотируем в ряде регионов услугу, которая позволяет маркировать спамера автоматически, – говорят в компании.

Свои решения для выявления нежелательных звонков используют банки. Одним из первых в этом направлении стал работать «Тинькофф», который имеет своего виртуального мобильного оператора. На этой неделе стало известно о разработке Сбербанком системы защиты от мошенников и спама, основанной на искусственном интеллекте. Предполагается, что во время разговора абонента искусственный интеллект может анализировать данные и выдавать заключение, мошенники звонят человеку или нет. Но пока механизм защиты широкой публике недоступен – банк получает патенты на свою разработку.

Фото: pixabay

Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

1 октября на топливном рынке появится новый тренд

Далее

Лишнего не возьмут

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru