Почему госкорпорация вновь хочет снизить расходы на персонал
ВЭБ.РФ запускает четвертую за последние пять лет реорганизацию, по итогам которой может быть уволено до 600 сотрудников, рассказал РБК источник, знакомый с ситуацией в компании, и подтвердил источник, близкий к ВЭБу.
«По итогам анализа не исключаем, что оптимизация коснется до 600 человек в периметре ВЭБ.РФ, то есть порядка 20% всей численности персонала, это порядка 2700 сотрудников», — рассказал один из источников РБК.
По его словам, цель реорганизации — сокращение расходов, «чтобы сфокусироваться на задачах нового экономического цикла при росте эффективности, а это повышение качества корпоративного управления и производительности».
«ВЭБ уже провел три этапа реорганизации, — напоминает источник. — Выдача кредитов и предоставление гарантий при соотношении к доле ВВП выросли с 2018 года почти в четыре раза. Стоимость управления активами — 0,7x, это ниже среднего по рынку».
Оба источника РБК говорят, что в отличие от трех предыдущих реорганизаций эта затронет не только ВЭБ.РФ, но и ее «дочек»: компании «ПроШкола», «ПроГород» и другие.
Представитель госкорпорации заявил РБК, что «в ВЭБе непрерывно идет мониторинг операционных процессов для повышения эффективности».
Активность ВЭБа при этом, скорее, расширяется, но компании из его периметра будут более плотно взаимодействовать с госкорпорацией, сказал РБК генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. «Они начали процесс пересмотра своей стратегии — как для самого ВЭБа, так и для всего периметра компаний, которые он курирует. В связи с этим, как это всегда и бывает, обнаружился набор пересекающихся функций, и ВЭБ собирается это разумным образом оптимизировать», — отмечает эксперт. Операционные показатели ВЭБа в результате должны улучшиться, прогнозирует Онищенко: объем операций вырастет, а количество людей сократится, в том числе благодаря цифровизации.
У ВЭБа есть два контура — сама госкорпорация и компании, входящие в ее периметр (или даже три, если считать деятельность по управлению бюджетными средствами, за которые отвечает ВЭБ), отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Но из-за санкций их деятельность стала более закрытой, поэтому проводить аналогии с другими рыночными игроками для ВЭБа неправильно, сказал он РБК. При этом дублирующие функции — давняя проблема в госкорпорации, отмечает эксперт: еще до прихода Шувалова в ВЭБе была байка, согласно которой его сотрудники могли пользоваться двумя или тремя телефонными справочниками. «Не закончилась предыдущая реструктуризация — и приходил новый руководитель со своей командой. Начиналась другая — появлялся новый телефонный справочник», — вспоминает Климанов. Впрочем, в результате последних реструктуризаций часть функционала удалось перераспределить, но с учетом большого количества компаний в периметре ВЭБа они все равно могли возникнуть, заключает эксперт.
Как ВЭБ сокращал персонал
С 2018 года, когда ВЭБ возглавил бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, в госкорпорации прошло уже несколько волн сокращений. Первая волна оптимизации, запущенная в том же году, сократила число сотрудников с 1,8 тыс. до 1 тыс. человек в головной структуре ВЭБа. Затем ВЭБ запланировал сокращение штата еще примерно на 500 сотрудников. В 2019 году госкорпорация решила сократить еще около 2,5 тыс. сотрудников, причем не только в самом ВЭБе, но и в трех интегрируемых в головную организацию «дочках» — «ВЭБ Лизинге», «ВЭБ Сервисе» и «ВЭБ Капитале».
В 2020 году в интервью РБК Шувалов говорил, что ВЭБ сократит еще 10% сотрудников. Он подчеркивал, что это будет завершающий этап трансформации. ВЭБ изменил социально-финансовый пакет, в том числе отказался от водителей, дорогих медицинских страховок, топ-менеджеры стали ездить на личных, а не на служебных автомобилях. Сам Шувалов, по его словам, тоже пользуется личным автомобилем.
По итогам первого полугодия прибыль ВЭБ.РФ по РСБУ составила 35,7 млрд руб., говорилось в его сообщении. Отчетность по МСФО (как и полную по РСБУ) госкорпорация не раскрывает.
В 2021 году ВЭБ не заявлял об увольнениях, но сокращал зарплаты сотрудников. С ними подписали новые трудовые договоры, согласно которым размер мотивации устанавливается с учетом «дисконта» к оплате труда по сопоставимым должностям в коммерческих банках. Систему оплаты привели к стандартам рынка после аудита должностей силами независимой консалтинговой компании, объясняли в ВЭБе. По данным РБК, зарплаты решили сократить на 20%, а размер выплат правлению ограничить суммой 50 млн руб. в год.
Фото: pixabay
Петр Канаев, Антон Фейнберг
По материалам: “РБК”